В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Как мы с вами и договаривались, здесь, на площадке Восточного экономического форума, мы завершаем рассмотрение мастер-планов развития городов Дальнего Востока.
На прошлой неделе мы смотрели Якутск, Анадырь, Магадан, а сейчас – ещё несколько городов. Таким образом, в общей сложности мы проработаем 22 мастер-плана, в том числе сегодня сосредоточим особое внимание на перспективах развития таких региональных центров, как Владивостокская и Хабаровская агломерации, Благовещенск и Биробиджан. Здесь проживает более 1,6 миллиона человек.
Смотрите также
11 сентября 2023 года
Совещание по развитию дальневосточных городов
5 сентября 2023 года
Большую часть городов, о которых сегодня пойдёт речь, в силу их географии объединяет тесное взаимодействие с нашим соседом и партнёром – Китайской Народной Республикой, другими государствами АТР. Поэтому такие направления, как туризм, логистика, инвестиционное сотрудничество, доминируют в их мастер-планах. Один из основных акцентов, упор делается на развитии транспортной инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, мостов, вокзалов и аэропортов. Есть даже первая в мире трансграничная канатная дорога. Она свяжет Благовещенск и китайский город Хэйхэ.
Эти два города находятся на противоположных берегах Амура и активно расширяют коммуникации. Например, в текущем году российско-китайский экономический форум «АмурЭкспо» прошёл одновременно на площадках двух городов.
Вместе с тем считаю, что у Благовещенска, конечно, есть резервы для того, чтобы более эффективно использовать конкурентные преимущества своего географического положения. Хороший потенциал у него для наращивания въездного туризма, а также перспективы стать одним из крупных центров международного делового сотрудничества. Для этого нужно в том числе активнее строить здесь современные гостиницы, развивать инфраструктуру для проведения выставок и конгрессов, других международных мероприятий.
В целом в последние годы объёмы взаимной торговли России с Китаем, другими странами АТР динамично растут. И наша транспортно-логистическая инфраструктура также должна отвечать возрастающему спросу на грузоперевозки. Сегодня обсудим ключевые проекты в этой сфере.
Отмечу также, что важным шагом на этом направлении стало открытие в 2022 году железнодорожного моста через Амур «Нижнеленинское – Тунцзян». С его запуском дополнительный стимул к развитию получила и Еврейская автономная область.
Безусловно, Биробиджану, столице Еврейской автономной области, ещё предстоит решить целый комплекс задач в экономике и социальной сфере, обеспечить увеличение числа производств и рабочих мест. Возможности для этого есть в самых разных отраслях, начиная от сельского хозяйства до выпуска медицинских изделий и переработки полезных ископаемых, в числе таких проектов, как комплекс по глубокой переработке графита. Он широко применяется в том числе в атомной энергетике, медицине и биотехнологиях.
Таким образом, мастер-план Биробиджана может стать хорошим примером построения крепкой, разноплановой экономики.
Хорошие перспективы, возможности для диверсификации экономики, для создания новых рабочих мест есть, конечно, и у Хабаровской агломерации. В регионе развивается туризм, промышленные и креативные индустрии. Есть здесь, например, одна из наших анимационных студий, выпускает свою продукцию, мультфильмы, которые популярны не только в России, но и за рубежом.
Особое внимание в Хабаровске нужно, конечно, уделить развитию исторического центра города, благоустройству набережных и других городских пространств, а также модернизации инженерных сетей, общественного транспорта и автодорог, созданию жилья, объектов образования и здравоохранения.
Хабаровск – это и один из крупнейших образовательных центров Дальнего Востока. Важно интегрировать высшие учебные заведения города, создать общее образовательное пространство на основе современного межвузовского кампуса. Это позволит эффективнее готовить специалистов, развивать сотрудничество с бизнесом, поддерживать молодёжные предпринимательские и технологические команды, формировать платформы для развития междисциплинарных, международных образовательных и исследовательских программ.
Далее. Владивосток, в котором мы находимся, – и об этом мы уже неоднократно тоже говорили, – также имеет колоссальные перспективы развития. И чтобы их реализовать, нужно устранять инфраструктурные ограничения.
Да, конечно, здесь активно строятся и модернизируются морские порты. И они, безусловно, играют значимую роль в экономике всей нашей страны, а сегодня, как мы знаем, можно даже сказать, особую роль. Но сам город стоит в автомобильных пробках, жители знают об этом хорошо, есть и явный дефицит общественного транспорта.
В целом к решению градостроительных вопросов нужно подойти, безусловно, комплексно, с заботой об уникальной природе этих территорий, архитектурном наследии Владивостока, включая и исторические объекты, фортификации Владивостокской крепости.
Отдельно прошу акцентировать внимание на реставрацию фасадов исторического центра города, на благоустройство пешеходных улиц и набережных. Такая работа – это и новое качество жизни горожан, и дополнительный поток российских и иностранных туристов.
И конечно, и во Владивостоке, и в других городах мы должны ориентироваться на запросы местных жителей прежде всего.
Так, сейчас в центральной части Владивостока размещена, как известно, нефтебаза, что с точки зрения экологии и современной урбанистики, конечно, неэффективно и абсолютно неправильно. Этот район может быть использован с большей отдачей, в том числе для прогулок и отдыха горожан и туристов, а нефтебаза, конечно, может быть и должна быть вынесена за черту города, причём сделать это надо уже в обозримом будущем.
Что хотел бы подчеркнуть дополнительно. Владивосток, Благовещенск, Хабаровск являются ведущими образовательными центрами на Дальнем Востоке. Нужно, безусловно, сделать так, чтобы молодые люди после окончания вузов оставались жить и трудиться в своих родных городах, видели бы в них карьерные перспективы. Мы сейчас с Юрием Петровичем [Трутневым] смотрели, что сделано за последние 10 лет, и коллеги докладывают, что много молодых людей приезжает уже из других регионов Российской Федерации, чтобы здесь учиться. Надо создавать условия для того, чтобы они здесь, конечно, и оставались.
Поэтому в мастер-планы так важно заложить принципиально новую модель городской экономики, в основе которой – развитие разнообразных эффективных производств, креативных отраслей, формирование комфортных условий для малого и среднего бизнеса.
Я попросил бы выступающих именно на таких инициативах сделать основной акцент в своих докладах.
Отдельно остановлюсь на такой актуальной задаче, как берегоукрепление и защита населённых пунктов от подтоплений. Город Уссурийск, мастер-план которого также входит в нашу повестку, недавно пережил масштабное наводнение. Пострадало более 44 тысяч человек. Ущерб оценивается примерно в 7 миллиардов рублей, и одной из причин этого бедствия стал, как известно, прорыв дамбы.
Подобные происшествия в будущем должны быть абсолютно исключены. Я прошу тщательно проанализировать ситуацию на территориях, где есть риски подтопления, и предложить сбалансированные предложения по берегоукреплению и строительству качественных гидросооружений, в том числе и в Уссурийске.
Давайте перейдём к работе. Пожалуйста, Юрий Петрович, прошу.
Ю.Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Сегодня мы завершаем большой этап работы по выполнению Вашего решения, принятого в 2021 году на Восточном экономическом форуме. Подготовлены мастер-планы городов Дальнего Востока, мастер-планы всех столиц, городов свыше 50 тысяч человек населения, а также Тынды и Северобайкальска. На базе мастер-планов Правительством утверждены комплексные планы социального развития для шести городов: Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинской и Улан-Удэнской агломераций, Читы, Северобайкальска и Тынды. Несколько дней назад Вами одобрены мастер-планы Якутска, Магадана и Анадыря.
Вы уже сказали, что сегодня мы будем заслушивать мастер-планы двух крупнейших городов Дальнего Востока – Владивостока и Хабаровска, а также столиц регионов – Благовещенска, Биробиджана и восьми городов с численностью населения более 50 тысяч человек. Реализация мастер-планов будет осуществляться за счёт средств государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока, приоритизации этих направлений работы в других отраслевых программах, использования дальневосточной концессии, выделения специальных казначейских кредитов, средств президентской субсидии. Исполнение мастер-планов будем координировать через информационную систему Координационного центра Правительства, так же как сейчас координируем работу по развитию плана Северного морского пути.
Уважаемый Владимир Владимирович, разрешите губернаторам дальневосточных регионов представить мастер-планы.
В.Путин: Да, конечно.
Олег Николаевич, пожалуйста.
О.Кожемяко: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
По Вашему поручению мы совместно с Внешэкономбанком Российской Федерации, КБ «Стрелка» разработали мастер-план развития Владивостокской агломерации. Концепция развития Владивостока предусматривает восстановление как российского научно-финансового и логистического центра Азиатского макрорегиона.
Разрабатывая мастер-план, мы основывались на мнении жителей, получили более тысячи предложений по основным проблемам и предусмотрели соответствующие решения в плане мероприятий до 2030 года. Коротко я остановлюсь на этих направлениях.
Большой Владивосток включает в себя несколько зон: сам по себе Владивосток как центр агломерации, город Артём как транспортно-логистический хаб, Большой Камень и территория опережающего развития «Приморье» как промышленная площадка, технопарк и, конечно, остров Русский как научный центр и центр по развитию туризма.
Начнём с развития острова Русский. По Вашему поручению Правительством Российской Федерации уже принимаются меры по созданию установки ускорителя частиц, инновационно-технологического центра и второй очереди кампуса Дальневосточного федерального университета. Эти проекты создадут основу для роста доли науки, образования в экономике городской агломерации.
Кроме того, у острова большой туристический потенциал, конечно, требующий новых дорог, благоустроенных пляжей, очистных сооружений. Кроме того, предлагается там реализовать проекты, связанные со строительством конгрессно-выставочного центра, работающего на постоянной основе, что само по себе имеет большое значение для Приморья, и детского оздоровительного лагеря – дружины «Аквамарин» при содействии всероссийского [детского] центра «Океан».
Говоря о развитии туризма в агломерации, хотел бы остановиться и на наших преимуществах, которые есть. Во-первых, это востребованность морского отдыха у жителей Дальнего Востока да и всей страны, поэтому в мастер-план вошли мероприятия по созданию безопасных пляжей и условий для отдыха на море.
Во-вторых, это проекты в сфере культуры, которые пользуются неизменным успехом у гостей, – это, конечно, Приморская сцена Мариинского театра, Музей Арсеньева, постоянно работающая выставка Третьяковской галереи. Конечно, как Вы сказали уже, это музей «Владивостокская крепость». И по Вашему поручению строится уникальнейший объект – аксаковский культурно-выставочный комплекс, который будет представлять экспозиции всех ведущих музеев Российской Федерации, а также улучшенные условия – создание концертного зала для постановки балетных спектаклей, оперы и симфонической музыки. Также считаем важным дополнительно уделить внимание восстановлению исторического облика центра города – частных, федеральных, региональных зданий, о чём Вы говорили. И, безусловно, для всех является уникальным местом посещения Владивостокская крепость. Здесь мы просим поручить Правительству Российской Федерации организовать работу по реставрации этого музея-заповедника, а также реновации исторического центра города в 2024–2030 годах.
Третье наше преимущество – это природные условия. Я Вам, Владимир Владимирович, докладывал о возможности организации крупного природного парка на двух территориях: на острове Русском и северной части полуострова Муравьёва-Амурского. Начать эту работу возможно с обустройства ботанического сада, принадлежащего ДВО РАН. Мы с учёными обсуждаем этот вопрос и в ближайшее время начнём работу по созданию пешеходных троп.
Кроме того, ключевой объект для отрасли – это, конечно, аэропорт. И для его в перспективе бесперебойной работы требуется реконструкция взлётно-посадочной полосы. Просим поддержать. Мы планово вместе с Министерством транспорта выработаем механизмы по созданию проектно-сметной документации и в последующем уже его планового ремонта.
В логистике, как Вы сказали, Владивосток – крупнейший на Дальнем Востоке транспортный хаб, включающий все виды транспорта. Ключевым проектом его развития с созданием восточного узла Севморпути, конечно, является Владивостокский морской торговый порт. Активным образом идёт строительство новых портов Суходол, порт Вера, закладываются транспортно-логистические центры Артём, Угловое, в перспективе это порт Аврора. Поэтому мы прогнозируем значительное увеличение обработки грузов, что само по себе повлечёт большой прирост таможенных платежей и налоговых отчислений.
Кроме того, рост экономики связан, конечно, и с промышленным развитием территорий. Судостроительный завод «Звезда», который Вы сегодня посетили и видели масштабность судостроения, которое разворачивается здесь, в Приморском крае, безусловно, является драйвером роста экономики, создаёт промышленный кластер, куда входит и металлургический комбинат. Мы задействовали инфраструктурные бюджетные кредиты для создания технопарка – 170 гектаров, где будут размещены производство и обеспечение судостроительной отрасли, а также производство строительных материалов. Также активно реализуется в поддержку этого промышленного кластера территория опережающего развития «Приморье», где сейчас уже порядка 120 инвестиционных проектов.
Уважаемый Владимир Владимирович, рассчитываем, что реализация обозначенных проектов даст рост экономики как минимум на 30 процентов и выведет её на 1,1 триллиона рублей.
Конечно, для успешного решения этих задач нужны специалисты. Поэтому необходимо сформировать современный центр подготовки кадров, так называемый суперколледж, в 2024–2026 годах. Такой проект обсуждается с Минпросвещения и находит понимание и поддержку, у нас уже подобраны здание и территория.
По прогнозам, к 2030 году в Большом Владивостоке будут проживать 900 тысяч человек. И конечно, наша задача – обеспечить опережающие темпы строительства современного, комфортного жилья для граждан, обеспеченного социальной инфраструктурой: детскими садами, школами, поликлиниками, спортивными объектами. План до 2030 года – построить пять миллионов квадратных метров жилья. Мы с этой задачей справимся, мы сейчас в год сдаём более одного миллиона квадратных метров.
Но большие запросы у жителей на доступ к морю. На сегодняшний день у города практически нет целостной прибрежной полосы. По предложению Максима Станиславовича [Орешкина] и Юрия Петровича [Трутнева] мы хотели бы сконцентрировать свои усилия на развитии строительства на территории, которая позволила бы нам оформить так называемый морской фасад вдоль Амурского залива. Такой подход сформирует набережную длиной до 10 километров, и здесь нам потребуется поддержка Правительства в решении вопроса строительства сквозной магистрали вдоль побережья, расширения мощности инженерной инфраструктуры, переноса ряда объектов, о чём Вы в своём выступлении уже сказали.
Схожая ситуация и у Уссурийского залива – это другая сторона, уже восточная, полуостров Муравьёва-Амурского. Развитие территории почти в 500 гектаров связано со снятием ограничений военного лесничества. Дорожная сеть также требует расширения пропускной способности. Такие проекты предусмотрены программой развития транспортной инфраструктуры, в том числе строительство на концессионных условиях Рудневского моста, проектно-сметная документация с экспертизой у нас имеется.
Как Вы знаете, Владивосток – один из самых автомобилизированных городов страны. Дорожная сеть не справляется. Один из способов решить проблему – это развитие общественного транспорта по двум направлениям, здесь мы видим механизмы. Первое – это, конечно, обновление подвижного состава, в том числе электротранспорта, его инфраструктуры, троллейбусы, трамваи. В 2024 году мы уже пошли на это, закупаем первые троллейбусы, 16 будет поставлено, также на очереди приобретение новых автобусов, работа по брутто-контрактам, что даст возможность выполнять рейсы качественно, согласно расписанию.
Кроме того, [планируется] создание на базе железной дороги лёгкого метро с приобретением электропоездов, строительством дополнительных платформ и расшивкой сложных участков. Проект нуждается в проработке с РЖД, мы с Олегом Валентиновичем [Белозёровым] обсуждали, в 2024 году будем готовить технические условия, потом поэтапно реализовывать этот важный проект, который соединит аэропорт с городом, с железнодорожным вокзалом.
Необходима модернизация существующей части коммунальной инфраструктуры, в том числе строительство очистных сооружений для ливневых стоков. Мы видим, что в связи с изменением климата всё больше и больше осадков, и без этой работы нам не обойтись. Износ сетей составляет 80 процентов, поэтому придаём этому одно из главных значений.
Кроме того, это, конечно, создание новых дамб, это углубление русел рек. И сейчас мы ожидаем, что в сентябре Государственная Дума примет закон по передаче полномочий на муниципалитеты и краевой уровень по расчистке русел рек и созданию дамб, предупреждающих чрезвычайную ситуацию. Конечно, потребуется и увеличение в связи со строительством жилья объёмов поставок газа для промышленности и жилых объектов.
Кроме того, мы проанализировали ситуацию по запросам: одним из запросов жителей является недостаток благоустроенных территорий. Мы считаем, что ответом на запрос будет благоустройство сопок, Вы знаете рельеф города Владивостока. Часть таких работ мы начали, выполнено благоустройство сопки Нагорная, Бурачка. И впереди мы ожидаем работу, связанную с обустройством сопок Орлиная, Буссе, Тигровая, Алексеевская. Необходимо продолжать работу по [обустройству] парка Минного городка, развивать также [парк] «Озерные ключи» в Артёме и «Алексеевский» в Большом Камне.
Уважаемый Владимир Владимирович, в своё время Вами было принято решение о проведении Международного саммита АТЭС в 2012 году, что стало импульсом качественного изменения города: были построены аэропорт, уникальные мосты, океанариум, кампус, транспортные развязки. Безусловно, считаем, что реализация мастер-плана даст такой же второй импульс, что позволит сделать Владивосток действительно центром Азиатского макрорегиона.
И конечно, мы приветствуем любые событийные мероприятия, поэтому предлагаем в партнёрстве с Китаем здесь в 2030 году провести международные Зимние игры.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Хорошо.
Олег Николаевич, вот всё смотрю на Ваши презентации, здесь на каждой страничке написано «строго конфиденциально». Что здесь конфиденциального? Наоборот, надо публично обсуждать, что вы сейчас, собственно говоря, и делаете. Не надо «секретить» то, что не представляет из себя никакой государственной тайны.
Так, давайте пойдём дальше.
Пожалуйста, Михаил Владимирович, Хабаровский край.
М.Дегтярёв: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Авторами проекта мастер-плана Хабаровска до 2030 года являются все хабаровчане. На начальном этапе было собрано 7 тысяч предложений жителей города, проанализировано почти 65 тысяч сообщений в соцсетях, а на финальном этапе – в июле-августе этого года – собрано ещё 2173 письменных предложения от людей. Нашими партнёрами выступили ВЭБ.РФ и КБ «Стрелка».
Вчера прошли выборы мэра Хабаровска. По предварительным данным, на второй срок уверенно переизбран действующий мэр – Сергей Кравчук. И ход избирательной кампании показал, что горожане голосовали в том числе и за мастер-план, потому что активно его обсуждали во время избирательной кампании.
Теперь о базе. Сегодня Хабаровск – крупный и развитый город на востоке России, ведущая городская экономика округа, ключевой транспортно-логистический центр, центр управления: здесь расположены региональные штаб-квартиры и частных, и государственных корпораций. Хабаровск, по данным Рособрнадзора, – лидер округа в общем среднем и среднем специальном образовании. Хабаровск – центр культуры и спорта, в Дальневосточном художественном музее хранится богатейшая коллекция, часть из неё представлена сегодня на ВЭФ, в нашем павильоне. Город представлен в КХЛ, в футбольной национальной лиге, в суперлиге по хоккею с мячом, а в этом году возрождена женская волейбольная команда.
Миссия Хабаровска – служить городом-ориентиром, быть успешным, удобным, узнаваемым. Успешный город сам зарабатывает и даёт зарабатывать другим, в удобном городе хорошо всем, а не только жителям центра, а в узнаваемом городе каждый район имеет своё лицо. Мастер-план сочетает социально-экономическое и пространственное развитие, основа развития экономики – кластеризация базовых отраслей. Благодаря реализации экономической стратегии будет активно развиваться экономика свободного времени, усилится роль машиностроения, обрабатывающей промышленности, производства строительных материалов.
Цель пространственного развития – превращение Хабаровска в город самобытных и самодостаточных районов. Новые производства будут сосредоточены во внешнем контуре, в северной и южной индустриальных зонах.
Важный импульс городского развития – экономическая ревитализация центра. Она предусматривает создание якорных объектов, таких как новый дальневосточный художественный музей, объединённая набережная, благоустройство Амурского и Уссурийского бульваров, улицы Муравьева-Амурского. Центр города станет маленькой Европой в Азии. У нас сохранилась архитектура всех больших стилей XX века, много зелени, с берега открываются прекрасные виды на Амур и острова.
Новый драйвер развития экономики – креативные индустрии. В числе знаковых проектов (Вы отметили это, и спасибо Вам, Владимир Владимирович) – это центр анимации на базе первой дальневосточной анимационной студии «Мечталёт», которая недавно победила в конкурсе Фонда кино с проектом мультфильма «Невельской», и коворкинг-центр «Совкино».
Яркий, узнаваемый речной фасад города сформирует объединённая набережная, самая протяжённая в округе. У нас уже обустроено, построено три километра с одной стороны, и введена в строй дамба южного округа длиной более пяти километров, осталось их соединить. Проект мы сделали за свой счёт, за краевые средства, а реализуем его на основе государственно-частного партнёрства.
Жемчужина объединённой набережной – новый дальневосточный художественный музей. В его залах будет представлено свыше 15 тысяч произведений искусства, включая работы Тициана, Рубенса, Айвазовского, Шишкина, других мастеров. Сегодня представлено только 2 тысячи, 13 тысяч хранятся в запасниках из-за недостатка площадей.
Хочу особо поблагодарить Юрия Петровича Трутнева, потому что в августе на заседании комиссии проект поддержан в рамках дальневосточной концессии. Музей откроется для посетителей в 2027 году. Соглашение подписываем на ВЭФ завтра.
Пешеходный мост свяжет центральную часть набережной с дамбой. Это будет первый пешеходный мост у нас в регионе и станет уникальной видовой площадкой. Новый жилой район «Городская гавань» станет центром бизнеса, отдыха, спорта. Площадь жилой застройки превысит 930 тысяч квадратных метров и общественно-деловой – 150 тысяч квадратных метров.
Хабаровск – город линейный, большинство районов расположены вдоль реки. И ключевая задача пространственного развития – сделать районы интегрированными, обеспечить их полным спектром повседневных сервисов, услуг рядом с домом. Мы пошли путём создания центров городской жизни – открытых городских пространств с интенсивными пешеходными потоками, концентрацией объектов торговли, услуг, досуга и социальной сферы. Таких районов мы выделили 11. Каждый ЦГЖ будет складываться вокруг знаковых для района объектов, их у нас хватает, в том числе и кинотеатры Хабаровска.
Благоустроенные парки и скверы появятся в каждом интегрированном районе, всего будет создано 19.
Комфортные условия для развития человеческого капитала обеспечат новые учебно-спортивные центры. Одним из них станет дальневосточный учебный спортивный центр на базе дальневосточной академии физкультуры и спорта. В его составе уже построены стадион, два учебных корпуса. Предлагаем развить его созданием крытого катка, легкоатлетического манежа и дополнительных залов.
Межвузовский кампус. Спасибо Вам, Владимир Владимирович, Вы поддержали его в своё время, с тех пор он прошёл конкурсный отбор Минобрнауки. На Петербургском форуме в этом году заключено концессионное соглашение, проект полностью готов и уже загружается в Главгосэкспертизу. Весной мы приступим к его строительству, он разместится на большом участке – более 40 гектаров. Как результат, к 2030 году в нём будут учиться 30 тысяч студентов.
В соответствии с Вашим январским поручением мы прорабатываем с Максимом Станиславовичем Орешкиным создание современной школы по модели «Летово». Участок мы под строительство определили, просим нас включить в перечень пилотных регионов. Мы готовы реализовать этот проект.
У нас в городе действует уникальный краевой центр онкологии. Только здесь производятся радиофармпрепараты для диагностики и лечения. Однако наш центр нуждается в модернизации и обновлении оборудования. И мы просили бы поддержать этот проект.
На последней встрече в мае Вы ставили вопрос по заболеваемости туберкулёзом у нас в регионе. Одним из главных мероприятий по снижению заболеваемости станет завершение в марте следующего года оснащения нового палатного корпуса противотуберкулёзного диспансера. Проект обеспечен деньгами в рамках единой президентской субсидии. Большое за это спасибо.
В мастер-плане предусмотрена программа обновления общественного транспорта. За два года по разным программам мы уже обновили 17 троллейбусов, 201 автобус, в следующем году приобретаем за специальные казначейские кредиты ещё десять трамваев и 16 троллейбусов, а к 2026-му нарастающим итогом заменим ещё 187 автобусов и 16 трамваев, а также построим две станции заправки природным газом.
О жилье. У горожан есть запрос на новое комфортное доступное жильё. К 2030 году планируем ввести 3,7 миллиона квадратных метров жилья. Город будет застраиваться компактно, на основе механизмов комплексного развития территорий, мы уже определили семь площадок. Финансирование инфраструктуры будем осуществлять за счёт инфраструктурных бюджетных и казначейских кредитов и льготных программ «ДОМ.РФ», часть проектов уже реализуется, в том числе строительство долгожданной тепломагистрали ТМ-35, которая обеспечит новое строительство 1 миллиона квадратных метров жилья.
Жилая застройка разместится вблизи северной и южной индустриальных зон, где к 2030 году мы создадим более 25 тысяч рабочих мест. И в соответствии с Вашим поручением, данным на ВЭФ, в крае создан строительный промышленный кластер, он уже объединил 25 участников по девяти направлениям, и на его развитие только частных средств запланировано более 11 миллиардов инвестиций.
Обновление общественного транспорта мы будем обеспечивать в том числе на созданном дальневосточном автобусном промышленном кластере, который мы реализуем при поддержке ВЭБ.РФ. Инвестор уже заключил соглашение с ТОР, стал резидентом, зарегистрировал компанию. Мощность производства составит 525 автобусов в год, начинаем строительство в ближайшее время. Это обеспечит потребности всего округа. И там же мы планируем строить туристические автобусы, новые модели.
Новый импульс развития экономики – это освоение острова Большой Уссурийский. За прошедшие 10 лет было предложено несколько концепций его освоения. Движения, к сожалению, было мало. Мы же предлагаем сначала открыть пункт пропуска, начать торговлю, начать пропуск туристов. Именно это и привлечёт инвесторов к освоению острова – нужно поставить лошадь впереди телеги. К слову, на ВЭФ уже заключено два соглашения с инвесторами по освоению этого острова. Открытие пункта позволит загрузить действующие логистические комплексы, у нас они уже построены (это Ozon и Почта России), и запустить новые.
Горнолыжный комплекс Хехцир позволит получить дополнительный турпоток из Китая как раз через пункт пропуска.
По грузопассажирскому пункту мы уже представили все обосновывающие материалы в Минтранс, по грузовой базе получили одобрение, согласовали с соседями, с провинцией Хейлунцзян. К слову, грузовая база уже со второго года составит миллион тонн грузов и полтора миллиона пассажиров.
Трасса в обход Хабаровска, запущенная в прошлом году по региональной концессии, начнёт давать реальный финансовый эффект. Проект внесён в протокол рабочей группы по пунктам пропуска подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта, Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. В инициативном порядке мы сами запроектировали к нему подъездную дорогу длиной 4 километра и весной начнём строительство за свой счёт.
Достижение целевых показателей мастер-плана позволит сделать Хабаровск успешным, удобным, узнаваемым городом, ориентиром для развития всего Востока. И рост благосостояния жителей – это главный результат нашего мастер-плана.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, прошу Вас поддержать наш мастер-план.
За помощь и поддержку в разработке документа хочу поблагодарить персонально Юрия Петровича Трутнева, Максима Станиславовича Орешкина, Правительство России, ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ, команду КБ «Стрелка» и самое главное – всех жителей нашего города.
Доклад закончен.
В.Путин: Спасибо большое.
Пожалуйста, Василий Александрович. Амурская область.
В.Орлов: Добрый день, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, уважаемые товарищи!
Владимир Владимирович, у нас по Вашему поручению четыре мастер-плана в Амурской области должно быть утверждено, первый из которых – мастер-план города Тынды – был Вами утверждён в апреле. И мы уже видим реальные результаты, мы получили финансирование в рамках специальных казначейских кредитов в размере 1600 миллионов рублей. И эти средства сегодня идут на подготовку празднования 50-летия БАМа, мы модернизируем дорожно-уличную сеть, ремонтируем социальные объекты. Поэтому спасибо за это поручение, оно действительно меняет жизнь к лучшему.
Что касается мастер-плана города Благовещенска. Благовещенск – это один из самых динамично развивающихся городов на Дальнем Востоке. У нас численность населения – 246 тысяч человек, и на протяжении 10 лет численность населения города постоянно растёт, темпы к 2013 году составляют 110 процентов, в 2013 году у нас было 223 тысячи человек.
Как Вы правильно сказали, ключевое преимущество Благовещенска – это уникальная близость к Китаю. Развиваются российско-китайские отношения, растёт товарооборот, реализуются совместные проекты.
Направление развития города мы сформировали совместно с жителями, провели социологические опросы. В топ-5 направлений, волнующих людей, вошли развитие экономики, городской среды, транспортная доступность, жильё и экология. В том числе из этих запросов жителей и выросли те решения, о которых я ниже скажу.
В экономике определили четыре ключевых направления развития города. К 2030 году Благовещенск должен стать экспортно-импортным хабом, центром сотрудничества российских и китайских компаний, культурного взаимодействия, туристическим и образовательным центром. Чуть подробнее остановлюсь на каждом из этих направлений.
Первое. Торговля и логистика. Грузооборот по новому международному автомобильному мосту через реку Амур растёт, и за последний год он увеличился в 2,6 раза. С открытием постоянного пункта пропуска ожидаем постепенное наращивание грузопотока до плановых 4 миллионов тонн в год. У нас развивается предмостовая зона, построена первая очередь крупного логистического комплекса «Каникурган», ведём работу по мультимодальным перевозкам, в планах запустить сухой порт с выходом на Транссиб. Частные инвестиции в эти проекты превышают 10 миллиардов рублей.
На перспективу у нас сформированы четыре площадки для размещения транспортно-логистических центров. Кроме того, завершается строительство второй взлётно-посадочной полосы в аэропорту города Благовещенска, и там же по концессии строится международный пассажирский терминал мощностью 1,5 миллиона пассажиров в год. Запланировано расширение автодороги, ведущей к аэропорту.
По Вашему п