Муниципальное образование "Карсунский район" Ульяновской области
Официальный сайт

Совещание с членами Правительства

Автор: АМО "Карсунский район&...
Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание с членами Правительства.
Совещание с членами Правительства.

Министр экономического развития Максим Решетников проинформировал участников встречи о механизмах защиты граждан с высокой долговой нагрузкой, в частности о новых правилах внесудебного банкротства, заработавших с 3 ноября текущего года. Комментарий по теме также дала Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.

Выступления Министра спорта Олега Матыцина и руководителя исполнительного комитета ОНФ «Народный фронт «За Россию» Михаила Кузнецова были посвящены системе налогового вычета на занятия физкультурой и спортом.

Министр культуры Ольга Любимова рассказала о реставрации объектов культурного наследия, а Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов – о ходе строительства станции «Восток» и работе Антарктической экспедиции.

Доклады по основной теме обсуждения, мерам борьбы с онкологическими заболеваниями, представили Заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и Министр здравоохранения Михаил Мурашко.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

У нас основной выступающий сегодня Мурашко Михаил Альбертович, который доложит о мерах по борьбе с онкологическими заболеваниями.

Кстати говоря, я сегодня был – наверное, заметили уже – в центре Димы Рогачёва. Мы с Михаилом Владимировичем [Мишустиным] с утра говорили об этом.

Смотрите также

Участники совещания с членами Правительства (в режиме видеоконференции)

8 ноября 2023 года

Хочу поблагодарить Министерство [здравоохранения] за то, что так по-серьёзному относитесь к работе этого учреждения. Некоторые вопросы есть у специалистов, но мы потом обсудим: просят поддержать их, помочь по нескольким конкретным вопросам. Потом мы с Министром поговорим отдельно.

Но прежде, чем перейдём к основному вопросу, несколько текущих. И попросил бы начать Максима Геннадьевича Решетникова с вопроса о защите граждан с высокой долговой нагрузкой. Здесь есть некоторые изменения, и нужно, чтобы люди об этих изменениях знали и, конечно, чтобы каждый гражданин понимал, что все эти действия направлены на защиту интересов граждан.

Попросил бы Максима Геннадьевича поподробнее несколько слов сказать об этом.

М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Несмотря на возобновление роста доходов населения, некоторые граждане действительно оказываются в трудном финансовом положении, когда не могут самостоятельно расплатиться по накопившимся долгам. Для таких случаев действует механизм списания долга через механизм банкротства граждан. Существуют два варианта.

Первый вариант – судебный, он у нас работает с 2015 года. Как он действует? Заявление в суд может подать сам должник без каких-либо ограничений или кредитор, если долг перед ним больше 500 тысяч рублей. Дальше запускается судебная процедура: изучается обоснованность требований к должнику, есть ли у него имущество, могут оспариваться какие-то сделки по продажам, по переводу имущества. И когда все эти вопросы урегулированы, имущество реализовано, гражданин получает судебный акт об освобождении от долгов. В целом эта процедура востребована. Вместе с тем её должен проводить финансовый управляющий. Соответственно, для многих должников, особенно из социально незащищённых категорий граждан, оплата его услуг – это дополнительная финансовая нагрузка.

Поэтому по Вашему поручению три года назад был запущен механизм банкротства за счёт запуска внесудебной процедуры. Это максимально простой механизм списания долгов. Там есть лимит от 50 до 500 тысяч рублей. Процедура бесплатна, она происходит без участия финансового управляющего и без суда. Заявление можно подать в отделение МФЦ по месту регистрации или по месту пребывания, причём сделать это может только сам гражданин.

Главное – по его долгам должно быть окончено исполнительное производство, то есть судебный пристав должен подтвердить, что у гражданина нет ни доходов, ни имущества. Но отсутствие именно судебной процедуры, конечно, упрощает [процесс].

Эти данные проверяются сотрудниками МФЦ, и после этого информация о должнике публикуется в открытом едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Это нужно, чтобы соблюсти баланс интересов кредитора и должника и дать возможность кредиторам, если они с чем-то не согласны, обратиться в суд. Если никто не откликается, то через шесть месяцев внесудебная процедура завершается автоматически, и гражданин освобождается от долгов.

Механизм также в целом оказался востребован. У нас за три года 480 наших многофункциональных центров по всей стране внесли хотя бы одно заявление о внесудебном банкротстве. А всего у нас запущено 22,5 тысячи внесудебных процедур, из них более чем по 70 процентам всё уже завершено и списано 5,7 миллиарда рублей долгов. При этом почти 40 процентов обращений – это граждане в возрасте от 45 до 60 лет. Примерно треть всех заявителей просят списать долги в диапазоне 250–400 тысяч рублей.

Но был пробел. Например, пенсионерам такой механизм оказался недоступен, потому что у них есть небольшие, но постоянные доходы. Таким образом, с пенсии долги могли взыскиваться без ограничения срока, и, соответственно, пенсионеры с этой ситуацией ничего не могли поделать. Год назад Вы обратили внимание на этот момент и дали поручение расширить механизм, сделать его доступнее. Соответствующие изменения внесены в закон, и новые правила у нас заработали с 3 ноября этого года.

Что изменилось? Во-первых, процедурой теперь могут пользоваться пенсионеры и семьи с детьми, с которых взыскиваются долги больше года, а также все граждане, которые не могут расплатиться с долгами более семи лет.

Второй момент. Мы снизили нижнюю и подняли верхнюю планку долга гражданина: теперь такая процедура доступна при долге от 25 тысяч рублей до одного миллиона рублей.

Третий момент. Мы сократили срок, в течение которого возможно повторное прохождение процедуры внесудебного банкротства: раньше это было десять лет, сейчас это пять лет.

Какой порядок действий? Пенсионеру или тем, кто получает пособия, необходимо получить справку о том, что они такие пособия получают, в социальном фонде, а справку о взыскании долгов получить там, куда кредитор передал документы на исполнение. Это может быть либо служба судебных приставов, либо тот же социальный фонд, либо банк, либо работодатель.

При этом бумажные справки – это временная схема. Задача – с 1 июля 2024 года перейти на электронный документ в части государственных органов. Справки от социального фонда и судебных приставов будут автоматически запрашиваться через систему межведомственного электронного взаимодействия. Это уже отражено в принятом законе.

После того как человек собрал справки, ему нужно заполнить заявление о банкротстве, подать документы в МФЦ лично. А дальше работает тот же алгоритм, достаточно простой, что и во внесудебной процедуре. Мы подготовили необходимые информационные материалы, чтобы помочь гражданам разобраться, как действовать, – они все в электронном виде размещены. Мы провели большую работу: проинформировали многофункциональные центры, а также договорились, что мы через Минтруд отправим все эти материалы в службы занятости и социальной защиты, то есть максимально проинформируем людей об этих новых возможностях.

С начала действия нового закона – с 3 ноября, то есть за несколько дней, у нас уже сейчас в МФЦ поступило 30 обращений по банкротству с долгами свыше 500 тысяч рублей. То есть люди понимали, люди ждали, что такая возможность появится, она будет востребована. Уже есть ряд обращений пенсионеров – уже четыре таких обращения есть, – но мы понимаем, что это только начало процедуры.

Пока, конечно, сложно оценивать эффективность этого механизма только по количественным показателям. Здесь наша главная задача – сделать все процедуры максимально комфортными и понятными для людей без волокиты и нервов.

Зная, Владимир Владимирович, Ваше особое отношение к таким темам, мы будем очень внимательно следить за тем, как закон реализуется. Будем постоянно контрольные мероприятия проводить и с МФЦ работу проводить. Первые результаты представим уже в начале следующего года, именно количественные, по всему механизму банкротства в целом и по этим новым процедурам.

В.Путин: Хорошо.

Эльвира Сахипзадовна, есть какие-то комментарии, связанные с работой банков?

Э.Набиуллина: Действительно, для граждан очень важна простая и удобная процедура внесудебного банкротства, которой он может воспользоваться в сложной ситуации.

Мы уже довели до банков информацию о вступивших в силу законодательных изменениях, также мы дали банкам рекомендацию по проактивной работе с должниками, направленную на урегулирование задолженности, включая и возможность обновленной процедуры внесудебного банкротства.

При этом представляется важным, чтобы люди знали и о других механизмах решения их проблем, с которыми они могут столкнуться при кредитовании, в том числе для того, чтобы минимизировать риск банкротства и даже прибегать к такой упрощённой процедуре.

Сперва несколько слов об уже принятых при нашем активном участии мерах. Тем более эти меры тоже вступают в силу в ближайшее время.

Так, с 1 января 2024 года в случае попадания заёмщика в сложную жизненную ситуацию, которая связана и со снижением дохода, для граждан на постоянной основе уже заработает механизм кредитных каникул не только по ипотечным, но и по потребительским кредитам, и у заёмщиков появится возможность взять такие каникулы на срок до шести месяцев.

 Это поможет человеку преодолеть временные трудности. По статистике, после кредитных каникул по ипотеке – мы их применяли во время пандемии – до 85 процентов заёмщиков возвращаются в график платежей. То есть они восстанавливают после этой передышки свою платёжеспособность, избегают просрочки, избегают банкротства.

При этом важно, что такие кредитные каникулы не ухудшают кредитную историю человека на будущее. Такие изменения предусмотрены и для отражения сведений в бюро кредитных историй.

Второе – в июле этого года заработало более жёсткое ограничение на предельный размер долга по краткосрочным кредитам и займам и снижен размер так называемой переплаты, включая проценты, пени, штрафы и неустойки, которые не могут быть больше в 1,3 раза, чем изначальная сумма долга.

Кроме того, нам известна практика, когда банки завлекают людей сверхвыгодными процентными ставками по кредитам – и один, и два, и три процента годовых. Думаю, что такую рекламу видели многие, хотя хорошо известно, что таких ставок в реальности нет. С 23 октября – тоже буквально недавно – банки помимо привлекательной процентной ставки обязаны указывать в рекламе информацию о диапазоне полной стоимости кредита, то есть честную стоимость денег, причём достаточно крупным шрифтом, а не мелким, как это было раньше, и до информации о процентных ставках. Мы вместе с антимонопольной службой будем внимательно следить за соблюдением этого требования.

С 1 января следующего года также вступает в силу закон, который обяжет банки и микрофинансовые организации уведомлять заёмщика о рисках, если после получения кредита человеку придётся тратить больше половины своих доходов на обслуживание долга, то есть человек уже перекредитованный. И это поможет людям не брать на себя чрезмерные кредитные обязательства. При этом мы в этом году ужесточили требования к банкам для выдачи кредитов людям с высоким уровнем долговой нагрузки.

И наконец, с 21 января 2024 года вступит в силу усовершенствованный порядок информирования о расходах по кредитам и займам, порядок расчёта так называемой полной стоимости кредита. В расчёт необходимо будет включать стоимость всех дополнительных услуг, которые связаны с получением кредита, например страховки за жизнь и здоровье.

Это, на наш взгляд, снизит риски навязывания финансовыми организациями ненужных товаров и услуг при получении кредита, а также опять-таки покажет заёмщикам честную стоимость кредитов. Все эти меры позволят снизить риски манипулирования заёмщиками и также помогут людям более точно оценивать свои расходы, когда они берут кредит.

Мы хотели бы озвучить ещё две инициативы, которые, на наш взгляд, могут быть полезными, для того чтобы снизить риски закредитованности.

Сейчас у многих заёмщиков больше одного кредита, причём они берут в разных банках. И когда у такого человека возникают проблемы, он не может договориться со всеми банками одновременно. Для того чтобы решить проблему человека такого комплексного урегулирования долга перед несколькими кредиторами, мы разработали в этом году и утвердили стандарт комплексного урегулирования.

На сегодня этот стандарт соблюдают 11 банков, в том числе крупнейшие. Более четырёх тысяч проблемных случаев были урегулированы по этому стандарту. Но, на наш взгляд, можно было бы подумать о том, чтобы такому стандарту придать силу закона, чтобы он был обязателен для всех банков и чтобы люди могли тогда решать свою проблему с разными банками, а не только теми, кто добровольно придерживается этого стандарта.

Вторая тема, которая тоже, на наш взгляд, требует дополнительного регулирования, – это то, что сейчас пока слабая защита человека при использовании сервисов рассрочки, которые быстро развиваются. Магазины предлагают людям товары в рассрочку, но, по сути дела, это кредит, но он не попадает под регулирование так, как потребительский кредит. То есть человек ничем не защищён, в том числе объёмы неустоек, пени и так далее.

Сама по себе рассрочка – это нормальный продукт, он полезный для покупателей, технологичный. Но важно, на наш взгляд, чтобы человек, который берёт рассрочку, был так же защищён, как тот, кто берёт классический кредит. Поэтому здесь, на наш взгляд, тоже нужны законодательные нормы. Я просила бы поддержать эти инициативы, которые направлены на дальнейшую защиту граждан, которые берут кредиты в той или иной форме.

Спасибо.

В.Путин: Я не против. Вы с Правительством доработайте, пожалуйста.

И то, что Максим Геннадьевич сказал по поводу перевода всей процедуры в электронную форму, – конечно, надо это сделать как можно быстрее, чтобы удобная форма была для людей, для работы с этой проблемой.

Я с этого начал: информирование граждан нужно, безусловно, усилить так, чтобы в каждом финансовом учреждении была справка соответствующая, в средствах массовой информации чтобы об этом говорили. Пожалуйста, вместе с Правительством подумайте над этим.

Олег Васильевич [Матыцин], знаю, что и у Вас сейчас обсуждают вопросы, связанные с налоговым вычетом на занятия физкультурой и спортом. Какие там предложения?

О.Матыцин: Спасибо большое.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Второй год действует система получения налогового вычета за оказание физкультурно-оздоровительных услуг. Это важная социальная мера поддержки и, подчеркну, дополнительный механизм вовлечения экономически активного населения в систематические занятия физической культурой и спортом. При этом, конечно, мы понимаем, что основной задачей для нас остаётся создание условий для занятий физической культурой и спортом для максимального количества людей на бесплатной основе.

Граждане России, которые получают платные услуги в физкультурно-спортивных организациях и фитнес-клубах, а также у спортивных тренеров, могут вернуть себе налоговый вычет. Для этого необходимо, чтобы организация или индивидуальный предприниматель были включены в соответствующий перечень, который утверждает Министерство спорта. И мы уже видим, что в начале 2022 года, на старте реализации закона, таких организаций в перечне было 3880, а год спустя перечень расширился и составил 4363 организации.

Для включения в соответствующий перечень организации до 1 октября подают сведения в региональные органы исполнительной власти субъекта, где расположены. До ноября региональные органы предоставляют информацию в Минспорта. До 1 декабря мы утверждаем этот перечень, направляем его в Федеральную налоговую службу, и результаты перечня публикуются на сайте Министерства спорта.

Для повышения качества услуг Правительством были утверждены правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг, они вступили в силу 1 сентября 2023 года. Правилами установлены требования к наиболее важным принципам оказания физкультурно-оздоровительных услуг. Они позволяют, по нашему мнению, обеспечить эффективную защиту законных интересов граждан.

Следующим шагом мы предполагаем разработку стандарта оказания физкультурно-оздоровительных услуг, который позволит сформулировать основные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим подобные услуги.

Налоговый вычет рассчитывается в соответствии с пунктами Налогового кодекса. Вычет могут получить граждане, а также их дети в возрасте до 18 лет и до 24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения. Вычет предоставляется на основании фактически произведённых расходов, но в совокупности не более 120 тысяч рублей за налоговый период с учётом всех социальных вычетов: это образование, здравоохранение и ряд других. С 1 января 2024 года эта сумма будет увеличена до 150 тысяч рублей. Таким образом, ежегодно наши граждане могут вернуть социальный налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги порядка 15 600 рублей. Вычет можно получить через работодателя или напрямую через налоговую инспекцию по месту жительства.

Для упрощения процедуры получения вычета внесены изменения в Налоговый кодекс, они вступают в силу с 1 января 2024 года. Что это за изменения процедуры?

Разработан унифицированный документ, который подтверждает фактические расходы налогоплательщика за оказанные услуги. Он заменяет все документы, которые подтверждали право на подобный вычет. Также сведения о расходах в налоговый орган могут направлять напрямую организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие подобные услуги.

Важным элементом, по нашему мнению, реализации этого закона является информирование граждан о возможности получения вычета, о чём Вы, Владимир Владимирович, сказали в предыдущем комментарии.

Мы регулярно взаимодействуем с региональными органами, проводим консультации с соответствующими ведомствами по тому, как работает вычет, какие организации могут его предоставлять и оказывать соответствующие услуги.

При формировании региональных комиссий, которые формируют перечень, мы приглашаем для взаимодействия представителей региональных отделений Общероссийского народного фронта. Информация о получении налогового вычета формируется и публикуется на сайте Министерства спорта и на сайтах региональных министерств.

За время реализации закона можем отметить следующие результаты: за период с января 2022 года по сентябрь 2023 года через работодателя направлено 4717 заявлений. Напрямую от налогоплательщиков в Федеральную налоговую службу за январь–июль 2023 года поступило свыше 130 тысяч налоговых деклараций на сумму 3,9 миллиарда рублей. К концу октября 2023 года количество заявлений возросло до 178 тысяч. Согласно этим заявлениям сумма израсходованных средств на физкультурно-оздоровительные услуги составила пять миллиардов рублей. Гражданам планируется вернуть средства на сумму порядка 637 миллионов рублей. Важные результаты, с нашей точки зрения.

В целом динамика положительная, но есть и актуальные вопросы, которые требуют доработки.

Первое – необходимо ещё более усилить информационно-разъяснительную и аналитическую работу как среди граждан, так и среди организаций о возможности получения вычета и включения в соответствующий перечень. Во-вторых, более активно должна выстраиваться работа между региональными министерствами, ведомствами и физкультурно-спортивными организациями.

Сегодня ситуация по количеству организаций, включённых в перечень, в субъектах очень разная: есть положительная динамика, но есть и субъекты, в которых отмечается снижение количества организаций, которые в прошлом году были включены в перечень.

По нашему мнению, ключевой здесь момент – это то, что включение организаций в перечень носит заявительный характер, а не обязательный. Организации в этом случае должны представить информацию об основном виде экономической деятельности – это должна быть область физической культуры и спорта, должна быть указана квалификация преподавателей, тренеров, которые ведут занятия. И, естественно, организация не должна быть в реестре недобросовестных поставщиков услуг.

Сегодня в стране в сфере спорта функционирует 182 тысячи 95 организаций, более 18 тысяч организаций оказывают платные физкультурно-оздоровительные услуги, то есть потенциально они все могут входить в перечень. Однако сегодня в перечне только 25 процентов – это чуть более четырёх тысяч организаций.

По нашему мнению, это происходит, потому что, во-первых, не все организации соответствуют критериям и требованиям и не готовы в открытом формате работать. В то же время, конечно, мы понимаем социальную значимость этого направления. Одним из наших предложений является использование возможностей Федеральной государственной информационной системы «Спорт» и Единого портала государственных услуг.

Мы предполагаем сформировать верифицированный список организаций посредством подачи заявлений через портал госуслуг, параллельно сверяя данные с Федеральной налоговой службой. У граждан в личном кабинете госуслуг появится возможность получить налоговый вычет в проактивном режиме. Данный сервис предусмотрен в рамках домена «Спорт» и утверждён президиумом правительственной комиссии в августе этого года.

По нашему мнению, подобный подход позволит повысить качество предоставляемых услуг и, что самое главное, обеспечит доступность социального вычета. Уважаемый Владимир Владимирович, просим поддержать наше предложение.

Доклад окончен.

В.Путин: Спасибо.

Олег Васильевич сам упомянул о включённости в решение этих вопросов Народного фронта. Михаил Михайлович, как ситуацию оцениваете?

М.Кузнецов: Уважаемый Владимир Владимирович!

Народный фронт проанализировал практику применения налогового вычета. Нам кажется, есть две основные проблемы.

По данным налоговой, у нас действительно в стране 114 тысяч организаций и 66 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые оказывают спортивные услуги. При этом в перечень Минспорта по налоговому вычету вошли только четыре с небольшим тысячи. Налоговая сформировала все необходимые механизмы, однако ни организации, ни люди, исходя из статистики, полноценно, масштабно вычетом не пользуются.

Причины две: в слабом администрировании на региональном уровне и в формальном ограничении для включения в список.

Сейчас для попадания в перечень нужно соблюсти два самых важных условия – это наличие наёмных работников и спортивный ОКВЭД [Общероссийский классификатор видов экономической деятельности] как основной. Это, на наш взгляд, является ограничением. 25 регионов, Владимир Владимирович, подали в реестр менее 25 юридических лиц, а, например, в Республике Карачаево-Черкесия два года налоговый вычет предоставляется только в одной организации, и это бассейн.

Вторая проблема – недостаточного уровня информационной работы, об этом говорил Олег Васильевич: по нашим данным, 59 процентов опрошенных спортивных организаций не знают о механизмах налогового вычета и 69 процентов жителей тоже говорят о том, что про налоговый вычет на спорт они не проинформированы. По данным налоговой, в десяти субъектах вычет получили менее 50 человек, то есть явно информированность людей здесь не на самом высоком уровне.

Ситуация для людей запутывается ещё и тем, что спортивные школы стали организациями дополнительного образования, и занимающиеся в них теперь должны будут оформлять образовательный вычет вместо спортивного. Очень важно людей проинформировать, чтобы, если они будут это подавать через декларации, а не через работодателя, чтобы им не пришёл отказ на уже существующий вычет.

У нас есть три простых предложения.

Первое – это действительно проактивно отработать со спортивными организациями и, несмотря на то что дата – 1 ноября – подачи в федеральный [перечень] Минспорта уже прошла, дополнить спортивные организации теми, которые могли бы расширить этот перечень.

Второе – это разместить информацию во всех спортивных учреждениях, а также в средствах массовой информации о возможности использования налогового вычета.

И третье – не ограничивать перечень организаций формальными критериями по основному ОКВЭДу при условии соблюдения критериев, о которых говорил Олег Васильевич, по сути, критериев добросовестности, определяемых федеральным Министерством спорта и региональными.

Спасибо. Доклад закончил.

В.Путин: Михаил Михайлович, вместе с Министерством поработайте, пожалуйста, тоже поддержите их, помогите. Нужно сделать всё для того, чтобы организации сами знали об этой форме работы с гражданами и чтобы сами граждане, которые занимаются активно спортом, тоже знали свои права, хорошо?

М.Кузнецов: Принято, Владимир Владимирович.

В.Путин: А в целом дело хорошее, связано напрямую со здоровьем людей, с системой здравоохранения. Это всё хорошо известно, поэтому просто раскрутить надо. Знаю, сейчас говорили и об увеличении вычета, для этой сферы деятельности, может быть, в принципе, неплохая сумма, которая вернётся к людям, занимающимся спортом.

(Обращаясь к О.Любимовой.) Ольга Борисовна, у нас 154 тысячи памятников культурного наследия федерального и регионального значения, и 16 процентов из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Этот процесс у нас явно затянулся, особенно с передачей в хозяйственный оборот. Знаю, что у Вас есть предложения свои. И вообще, как идёт эта работа?

О.Любимова: Спасибо большое.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Действительно, сейчас в реестре объектов культурного наследия учтено почти 154 тысячи памятников, а совместно с новыми регионами организована работа по дополнению единого реестра. Её завершение запланировано на конец 2025 года.

Ежегодно Минкультуры проводится работа по сохранению более 300 объектов культурного наследия. Мы уделяем особое внимание работе с историческими поселениями: в России их 46 федерального значения и 112 – регионального. В таких населённых пунктах действует принцип «сохранение для развития». Для этого учреждаются предметы охраны и разрабатывается концепция развития исторического поселения на десятилетия вперёд.

Сейчас такие атрибуты утверждены и для Плёса, Арзамаса, Боровска, Тутаева, Гороховца, Енисейска, Крапивны, Кяхты в Республике Бурятия и Суздаля. А в планах у нас и Выборг, и Зарайск, и Белёв, и Вологда, Ярославль, Томск и Каргополь.

Эту работу мы проводим в плотном взаимодействии с регионами, и она даёт позитивный эффект, приводит к развитию местного бизнеса и ресторанов, и кафе, и гостиниц, а также к увеличению туристического потока. Так, в Арзамасе, Крапивне, Гороховце за последний год турпоток увеличился в два раза, а в маленьком Тутаеве теперь больше 250 тысяч человек в год.

Министерством культуры проводится большая работа по сохранению культурных и природных ландшафтов, связанных с историческими событиями или с жизнью выдающихся людей, устанавливаются достопримечательные места. И яркими примерами являются Поленово, Ясная Поляна в Тульской области, безусловно, Соловецкий архипелаг в Архангельской области, древний город Херсонес Таврический в Севастополе. В настоящее время в реестре зарегистрировано более двух тысяч достопримечательных мест.

Отдельно хочется обратить внимание на результаты работы по снижению административных барьеров в реставрационной деятельности.

Все государственные услуги, связанные с сохранением объектов культурного наследия, переведены в электронный вид. Это сделано совместными усилиями и Минкультуры, и Минэкономразвития, и наших коллег из Минцифры. И как результат: сроки оказания услуг сокращены в два раза, а количество подаваемых документов – в три.

Благодаря Вам, Владимир Владимирович, решена также очень важная проблема людей, проживающих в многоквартирных жилых домах-памятниках. С 1 сентября вступил в силу закон, разрешающий проведение в таких домах работ в рамках капитального ремонта. Учитывая, что в стране насчитывается восемь тысяч жилых домов – объектов культурного наследия, и для их жителей это очень долгожданная мера поддержки, а также, по предварительным нашим просчётам, это экономия в размере более 200 миллиардов рублей.

Владимир Владимирович, во исполнение Вашего указания Министерство совместно с акционерным обществом «ДОМ.РФ» прорабатывает также возможность вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия с низкой инвестиционной привлекательностью. Для участия в пилотном проекте уже определены первые пять регионов: это Забайкальский край, Новгородская, Рязанская, Смоленская и Тверская области.

А также с 2020 года Минкультуры реализуются ещё две новые программы. Первая – это программа «Консервация объектов культурного наследия», она позволяет сохранить памятники от дальнейшего разрушения и обеспечить возможность их реставрации в будущем, это 50 объектов ежегодно. И действует программа сохранения памятников деревянного зодчества, которая ежегодно обеспечивает реставрацию пяти объектов.

Благодарю вас за внимание.

В.Путин: Хорошо. Надо поактивнее, конечно, здесь работать. Льготный процент, сколько там ставка на [восстановление] объекта? Четыре процента?

О.Любимова: Прорабатывается четыре процента, да, с возможностью компенсации банком, соответственно.

В.Путин: Нужно посмотреть, как это пойдёт в регионах. Потому что в Москве-то понятно, эти вложения достаточно быстро окупаются. Как в регионах пойдёт, надо посмотреть.

Ну и по ходу дела, по ходу реализации этого плана, этого проекта прошу где-нибудь через полгодика доложить, что там происходит, чтобы, если что, внести какие-то коррективы, и к концу года чтобы динамика была заметной и положительной.

Спасибо.

Александр Александрович Козлов прислал две картинки хорошие – наверное, у членов Правительства есть. Это наша станция «Восток» в Антарктиде. У нас начинается российская 69-я экспедиция. А две эти фотографии показывают, что произошло с января 2003-го по ноябрь 2023 года.

Александр Александрович, что произошло, расскажите, пожалуйста.

А.Козлов: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

В Антарктиде стартовала 69-я сезонная российская экспедиция. В ней примут участие более 650 учёных, [сотрудников] технического персонала и строителей нового зимовочного комплекса станции «Восток».

У России в Антарктиде десять научных станций: пять из них круглогодичных и пять сезонных. «Восток» – единственная из них – находится в центре континента, и строительство комплекса на сегодняшний день – один из сложных инженерных проектов в мире, учитывая логистику, температуру и климатические условия. Сейчас там минус 60 градусов.

Новый зимовочный комплекс блочно-модульной конструкции. Общая площадь – более трёх тысяч квадратных метров. По размерам – почти пятиэтажный дом. Модули станции изготовили на российском предприятии в Гатчине в 2020 году. В 2021 году в разобранном виде погрузили на корабли и отправили в Антарктиду. И уже там на санях перевезли в глубь континента, это почти полторы тысячи километров от побережья. Путь пролегал через перепады высот, сравнимые с восхождением на Эльбрус. Поэтому все строители до отправки на континент проходят высокогорные тренировки. Там перепады до четырёх тысяч метров от [уровня] моря.

Что уже сделали за два строительных сезона? Они в Антарктиде длятся всего четыре месяца – с ноября по февраль.

В первый сезон установили 36 опор, это своеобразный фундамент. В опоры встроены специально изготовленные домкраты, которые регулируют высоту станции в зависимости от уровня снежного слоя. Собрали модуль гаража, где помимо разгрузки, хранения и обслуживания техники расположена снеготаялка для снабжения станции водой – это очень важно.

Во второй строительный сезон, который завершился в феврале этого года, собрали ещё два модуля: это инженерный, с системой энергообеспечения, и жилой блок. Это комфортные помещения из 15 комнат, столовой и зоны отдыха.

Одновременно на станции смогут жить и работать до 35 учёных в сезон и до 15 полярников на зимовке. У всех модулей внешняя система отопления достигает одного метра, то есть, можно сказать, как в спальник, заворачиваются в слой специального утеплителя.

Кстати, именно для второго строительного сезона мы реализовали ещё один сложный инфраструктурный проект – чтобы быстрее доставлять строителей и оборудование на станцию «Прогресс», дооборудовали аэродром для принятия грузовых самолётов типа Ил-76. Время пол

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie