Муниципальное образование "Карсунский район" Ульяновской области
Официальный сайт

Пленарное заседание Всемирного русского народного собора

Автор: АМО "Карсунский район&...
Владимир Путин в формате видеоконференции выступил на пленарной сессии Всемирного русского народного собора. Центральная тема форума, посвящённого 30-летию образования организации, – «Настоящее и будущее Русского мира».
Пленарное заседание Всемирного русского народного собора.

В работе собора приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представители Русской православной церкви и других централизованных религиозных организаций России, органов государственной власти, общественных объединений, деятели науки и культуры.

* * *

В.Путин: Ваше святейшество! Дорогие друзья!

Приветствую всех участников Всемирного русского народного собора.

Он был учреждён в 1993 году. Мы помним, какое это было время – сложное, переломное для страны. Тогда собор смог объединить вокруг общих целей представителей Русской православной церкви, других религиозных организаций, политических партий и движений, деятелей культуры, учёных, предпринимателей, людей разных взглядов, убеждений, национальностей, но единых в главном – в своей твёрдой патриотической позиции.

Хочу прежде всего поблагодарить вас за поддержку, за ваш вклад в укрепление российской государственности, гражданского мира и согласия, в консолидацию общества и за ту помощь, которую вы всегда оказываете соотечественникам, всем, кого объединяет большой Русский мир.

Знаю, что многие представители Всемирного русского народного собора находятся сейчас на Донбассе и в Новороссии среди волонтёров и добровольцев, в рядах воинских подразделений, вместе с боевыми товарищами защищают наших братьев и сестёр, миллионы людей в Донецкой и Луганской народных республиках, в Херсонской и Запорожской областях. Искренне признателен участникам Всемирного русского народного собора за ту помощь, которую вы оказываете фронту, семьям наших погибших героев. Они сражались за нас, за нашу Родину. Вечная им память. [Объявляется] минута молчания.

(Минута молчания.)

Уважаемые друзья, наша битва за суверенитет, за справедливость носит без всякого преувеличения национально-освободительный характер, потому что мы отстаиваем безопасность и благополучие нашего народа, высшее, историческое право быть Россией – сильной, независимой державой, страной-цивилизацией. Именно наша страна, русский мир, как не раз бывало в истории, преградили путь тем, кто претендует на мировое господство, на свою исключительность.

Мы сражаемся сейчас за свободу не только России, но и всего мира. Мы открыто говорим, что диктатура одного гегемона – мы видим это, все сейчас это видят – дряхлеет. Она пошла, что называется, вразнос и просто опасна для окружающих. Это уже понятно всему мировому большинству. Но, повторю, именно наша страна находится сейчас в авангарде формирования более справедливого мироустройства. И хочу подчеркнуть: без суверенной, сильной России никакой прочный, стабильный миропорядок невозможен.

Мы знаем, какой угрозе противостоим. Сегодня практически официальной идеологией западных правящих элит стали русофобия, другие формы расизма и неонацизма. Они направлены не только против русского, но против всех народов России: татар, чеченцев, аварцев, тувинцев, башкир, бурятов, якутов, осетин, евреев, ингушей, марийцев, алтайцев. Нас много, всех сейчас я не назову, но, повторю, против всех народов России это направлено.

Западу в принципе не нужна такая большая и многонациональная страна, как Россия. Наше многообразие и единство культур, традиций, языков, этносов просто не укладываются в логику западных расистов и колонизаторов, в их жестокую схему тотального обезличивания, разобщения, подавления и эксплуатации. Поэтому вновь запустили старую шарманку: мол, Россия – это «тюрьма народов», а сами русские – «народ рабов». Слышали это много раз на протяжении веков. Слышали также, что Россию, оказывается, нужно сегодня «деколонизировать». А на самом деле что им нужно? На самом деле нужно расчленить и разграбить Россию. Не получается силой – тогда посеять смуту.

Хочу подчеркнуть: любое вмешательство извне, провокации с целью вызвать межнациональные или межрелигиозные конфликты мы расцениваем как агрессивные действия против нашей страны, как попытку вновь бросить России терроризм и экстремизм как инструмент борьбы с нами, и мы в соответствии с этим соответствующим образом будем реагировать.

У нас большая, многоликая страна. И в этом многообразии культур, традиций, обычаев – наша сила, огромное конкурентное преимущество и потенциал. Мы должны его постоянно укреплять, беречь это многообразное согласие, наше общее достояние. Обращаю на это внимание руководителей всех субъектов Федерации и рассчитываю здесь на авторитет пастырей наших традиционных религий, на ответственность всех политических сил и общественных организаций.

Думаю, что мы все помним, нужно помнить уроки революции 1917 года и последовавшей затем Гражданской войны, распада СССР в 1991-м. Казалось бы, столько лет прошло, но живущие сейчас люди всех национальностей, даже родившиеся уже в XXI веке, до сих пор, даже спустя десятилетия, расплачиваются за допущенные тогда просчёты, за потакание сепаратистским иллюзиям и амбициям, за слабость центральной власти, за политику искусственного, насильственного разделения большой русской нации, триединого народа – русских, белорусов и украинцев. Возникшие после распада Российской империи и Советского Союза кровавые очаги не только ещё тлеют, но иногда и вспыхивают с новой силой. И раны эти ещё долго не залечить.

Мы этих ошибок никогда не забудем и не должны их повторять. Хочу вновь подчеркнуть: любые попытки посеять межнациональную и межрелигиозную рознь, расколоть наше общество – это предательство, преступление против всей России. Мы никому не позволим делить Россию, которая у нас одна. О ней, о нашем Отечестве – наши молитвы, которые звучат на разных языках.

И хотел бы в этой аудитории вспомнить слова святителя Григория Богослова: «Почитать мать – святое дело. Но у всякого своя матерь, а общая мать – это Родина».

Ваше святейшество! Уважаемые коллеги!

Тема нынешнего собора – «Настоящее и будущее Русского мира». Русский мир – это все поколения наших предков и наши потомки, которые будут жить после нас. Русский мир – это Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз, это современная Россия, которая возвращает, укрепляет и умножает свой суверенитет как мировая держава. Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры независимо даже от национальной или религиозной принадлежности.

Но хочу подчеркнуть: без русских как этноса, без русского народа нет и не может быть Русского мира и самой России. В этом утверждении нет какой-то претензии на превосходство, на исключительность, на избранность. Это просто факт, как и то, что в нашей Конституции чётко закреплён статус русского языка как языка государствообразующего народа.

Русский – это больше чем национальность. Так всегда было, кстати говоря, в истории нашей страны. Это в том числе культурная, духовная, историческая идентичность. Быть русским – это прежде всего ответственность. Повторю, огромная ответственность за сбережение России, именно в этом – истинный патриотизм. И как русский человек хочу сказать: только единая, сильная, суверенная Россия способна гарантировать будущее и самобытное развитие и русского, и всех других народов, которые веками жили и живут в нашей стране, объединены общностью исторической судьбы.

Что означает суверенитет для нашего государства, для каждой семьи, для каждого человека? В чём его смысл, ценность, реальное наполнение? Это прежде всего свобода. Свобода для России и для нашего народа, а значит, и для каждого из нас. Потому что в нашей традиции человек не может чувствовать себя свободным, если не свободны его близкие, дети, его Отчизна. Именно такую подлинную свободу защищают сейчас наши парни, наши мужчины, солдаты и офицеры, дочери Отечества.

Свободный народ, который понимает свою ответственность перед сегодняшним днём и будущими поколениями, – единственный источник власти, власти суверенной, которая призвана служить всем людям, всему народу, а не обслуживать, конечно, чьи-то частные, корпоративные, сословные, тем более чужие, иностранные интересы.

По-настоящему свободный человек – всегда созидатель. Мы поддержим стремление каждого приносить пользу стране, обществу, людям. Из этого и складывается суверенное развитие в национальных интересах.

Нам предстоит решать колоссальные задачи по обустройству громадных пространств от Тихого океана до Балтики и Чёрного моря. Наша экономика, промышленность, сельское хозяйство, новые отрасли, творческие, креативные индустрии, национальный бизнес должны кратно нарастить свой потенциал.

Обращаюсь сейчас и к предпринимателям, которых, знаю, в этом зале тоже много. Хочу отдельно поблагодарить вас, дорогие друзья, за слаженную работу. Именно объединяя усилия государства, бизнеса, мы сорвали беспрецедентную экономическую агрессию Запада, его санкционный блицкриг провалился.

Россия будет наращивать поддержку суверенного национального предпринимательства. Для этого у нас сейчас появляются принципиально новые инструменты. Вкладывайте в Россию, создавайте рабочие места, развивайте производство, участвуйте в подготовке кадров – и тогда рост национальной экономики воплотится в новые успехи и возможности ваших компаний. Национальный бизнес, работая на укрепление суверенитета, сам становится сильнее и сувереннее, становится менее зависим от всех компонентов сегодняшнего мироустройства.

Суверенное развитие страны, экономики, бизнеса, социальной сферы должно нести благополучие всем гражданам, всем российским семьям, а значит, быть справедливым. Речь не о примитивной уравниловке, конечно, нет. Справедливость – это прежде всего достойные условия для жизни, современные объекты культуры, здравоохранения, спорта во всех регионах страны. Это квалифицированная, хорошо оплачиваемая работа. Высокий общественный престиж рабочего, инженера, учителя, врача, художника, деятеля культуры, предпринимателя, каждого добросовестного специалиста, мастера. Справедливость – это и равные, широкие возможности для учёбы, для жизненного старта, для самореализации молодёжи.

На Западе сейчас практикуют не только политику «культуры отмены», но и фактически отмены гуманитарного образования. В результате примитивными становятся и культура, и образование. Многие классические предметы просто выбрасываются из западных учебных программ, заменяются какими-то гендерными и тому подобными науками – лженауками, конечно. А нам, напротив, нужен настоящий прорыв в культурной жизни. И нам здесь есть чему поучиться у наших предков, которые и в традиционном, и, кстати, в авангардном искусстве задавали образцы для всего мира. Убеждён, суверенитет страны, укрепление её роли в мире невозможны без расцвета самобытной культуры во всех её проявлениях.

И конечно, нам важно взять всё лучшее, что накопила отечественная и мировая система классического образования. При этом наши школы, университеты, колледжи должны быть современными, открытыми для всего передового.

Нам нужна целостная сфера просвещения, в которой гармонично дополняют друг друга семья, система образования, национальная культура, работа детских, молодёжных, спортивных, военно-патриотических организаций, широкое движение наставничества и, добавлю, мудрое слово духовных пастырей, оно просто необходимо.

Да, церковь отделена от государства, и Патриарх [Кирилл] не раз мне говорил, несмотря на это, у нас сложились уникальные отношения между церковью и государством. Что хотел бы в этой связи заметить? Но нельзя отделить церковь от общества и от человека. С этим я полностью согласен. И поэтому вновь подчёркиваю важность участия представителей всех российских традиционных религий в образовании и воспитании нашей молодёжи и, конечно же, в укреплении духовно-нравственных, семейных ценностей. Это имеет непреходящее значение, участие наших пастырей всех наших традиционных религий.

Ваше святейшество! Уважаемые друзья!

Вы знаете, что уже подписан Указ объявить следующий, 2024 год в России Годом семьи. И хочу особо отметить, что такое решение действительно опирается на позицию абсолютного большинства нашего общества. Уверен, что Всемирный русский народный собор также его единодушно поддерживает.

И что здесь хочу сказать и подчеркнуть? Преодолеть сложнейшие демографические вызовы, с которыми мы столкнулись, невозможно только с помощью денег, социальных выплат, пособий, льгот, отдельных программ. Да, конечно, цифры бюджетных «демографических» расходов крайне значимы, но это далеко не всё. Гораздо важнее жизненные ориентиры человека. В основе семьи, в рождении ребёнка лежат любовь, доверие, прочная нравственная опора. Мы ни в коем случае и никогда не должны об этом забывать.

У многих наших народов, слава богу, сохраняется традиция крепкой, многопоколенной семьи, где воспитываются четверо, пятеро и больше детей. Вспомним, что и в русских семьях, у многих наших бабушек, прабабушек детей было и по семь, и по восемь человек, и того больше.

Давайте эти замечательные традиции сберегать и возрождать. Многодетность, большая семья должны стать нормой, образом жизни для всех народов России. А семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, источник нравственности.

Поддержка семьи, материнства, детства должна охватывать работу всех без исключения сфер государственного управления, нашу экономическую, социальную, инфраструктурную политику, просвещение и образование, здравоохранение, конечно. Деятельность всех общественных объединений, наших традиционных религий тоже необходима именно для укрепления семьи. Сбережение и приумножение народа России – наша задача на предстоящие десятилетия, и сразу скажу больше: на поколения вперёд. Это будущее Русского мира, тысячелетней, вечной России.

Ваше святейшество! Дорогие друзья!

Перед нами много масштабных задач, их решение требует действительно соборной работы, и мы к ней готовы. Мы стали сильнее. В состав России вернулись наши исторические регионы. Общество отказывается от всего наносного, обращается к истинным, подлинным ценностям.

Пётр Аркадьевич Столыпин в своё время подчёркивал, что выше всего – право, опирающееся на всенародную силу. И мы вместе показали и такую всенародную силу, и такую всенародную волю, решимость отстаивать именно свои, коренные интересы, коренные интересы народов России, руководствоваться не чужими, заимствованными у кого-то, а собственными суверенными мировоззрениями, своим пониманием того, как должны развиваться семья и всё государство, строить Россию для себя и для наших детей.

Хочу вновь поблагодарить вас за поддержку, за патриотический настрой и, конечно, поздравить с 30-летием Всемирного русского народного собора.

Но особые слова благодарности хочу сказать в адрес его главы – Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Знаю, какую неустанную работу по духовному возрождению России Вы, Ваше святейшество, проводите. Как значима и весома Ваша позиция, хочу это подчеркнуть. Как много делает под Вашим руководством Русская православная церковь, клирики и миряне для воплощения в жизнь социальных, благотворительных, добровольческих проектов. Какая поддержка оказывается нашим воинам и их семьям. Как ждут слово Патриарха наши солдаты и офицеры на передовой.

Рад сегодня именно на Всемирном русском народном соборе поздравить вас с присуждением президентской премии 2023 года за вклад в укрепление единства российской нации. Низкий Вам поклон. Желаю собору успешной работы.

Спасибо.

Патриарх Кирилл: Сердечно благодарю Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, за это замечательное слово, обращенное к собору. Ну и, конечно, очень тронут Вашими словами, обращёнными в мой адрес.

Хотел бы подчеркнуть, что с самого начала Вашей деятельности на посту главы государства мы, особенно люди старшего поколения, которые помнят разные периоды послевоенной жизни нашей страны, с особым вниманием отнеслись тогда к самому факту появления такого человека, как Вы, во главе государства. И с самого начала, я хорошо помню это время, абсолютное большинство наших граждан с Вами стали связывать те перемены в жизни народа, общества и государства, которые так назрели к тому времени и которые, к сожалению, никак не поддавались переменам.

За эти годы произошло очень многое в нашей стране. Россия стала действительно современным, научно-технически развитым, духовно богатым многонациональным государством, где так гармонично сочетаются и интересы отдельных народов и этносов с общегосударственными интересами.

Это единство нашего народа, единство нашего общества, я знаю, вызывает недоумение в первую очередь наших недоброжелателей, потому что не всегда опыт многонациональных государственных образований является столь успешным и столь дающим пример другим, как опыт России.

Но всё ведь это складывается не просто так. Не, как у нас говорили и говорят в народе, используя сказку, «по щучьему велению». Это всё совершается, конечно, трудами людей и при непременно мудром, патриотическом, открытом к людям руководстве со стороны главы государства.

Выражаю Вам сердечную благодарность, и пусть Господь укрепляет Ваши силы, силы Ваших ближайших сотрудников, которые образуют эту единую команду, для того чтобы и далее Вы продолжали свои труды на благо Отечества нашего российского и всего российского народа.

Сердечно благодарю Вас за Ваши слова и за Ваши добрые дела.

А теперь позвольте обратиться к вам со словами, которые будут представлены в моём докладе и в которых я постараюсь разделить с вами свои мысли, касающиеся главной темы – настоящее и будущее нашего Русского мира.

Сердечно рад приветствовать всех вас, собравшихся на заседании Всемирного русского народного собора, на его нынешнюю, XXV сессию, юбилейную сессию. Нашему собору в то время, когда он создавался, не обещали долгой жизни. Многие считали это неудачным опытом, который, несомненно, провалится в условиях многонационального государства или деградирует, который объединит в себя маргинальные силы квазипатриотического направления. И вот тогда эта ирония присутствовала в сознании в том числе и некоторых представителей политики, общественных деятелей. Но потом всё стало постепенно меняться, потому что уже с первого собора стало ясно, что Всемирный русский народный собор имеет потенциал, который оправдывает и оправдает его название.

Создание собора, как и сегодняшняя, XXV сессия, подводит, конечно, определённую черту под этой четвертью века, и, несомненно, у многих из нас, здесь присутствующих, вызывает и определённые мысли, надежды, чаяния. Может быть, у кого-то – некоторые опасения, потому что не так всё просто в нашем мире, но, с другой стороны, уверенность в абсолютной необходимости, важности такого собрания, каковым является Всемирный русский народный собор.

За 25 лет, конечно, прошло много всего: и хорошее, и плохое мы видели, и поэтому я думаю, что, подводя итог этой истории, этой работы, мы должны иметь честный разговор о том, что получилось, над чем предстоит ещё поработать, что требует некой корректировки, когда речь идёт в первую очередь о вопросах, имеющих большое стратегическое значение для жизни нашего общества и духовного развития народа, укрепления всех сторон жизни нашего Отечества.

К этим рассуждениям побуждает нас и тема нынешнего юбилейного собора – «Настоящее и будущее Русского мира»

Вспоминаю, как создавался этот общественный форум 30 лет назад в далёком, 1993 году. В условиях всеобщей растерянности запрос на поиск неких объединяющих начал был чрезвычайно востребованным и актуальным. Только те, кто пытался создать некую общность, которая бы могла аккумулировать необходимые идеи, мысли, помогающие народу выстроить своё понимание будущего, – не всегда это увенчивалось успехом. Хотя попытки такие были. Но настолько тема была важна и настолько драматизм вокруг темы Русского мира, будущего России был напряжённым и таким, несущим в себе одновременно и творческий потенциал, что он не мог не разрешиться в результате многих общественных дискуссий.

И вот так постепенно и возникла идея учреждения общественного форума, на котором все, кто ощущал свою причастность к русскому народу и русской культуре, кто неравнодушно воспринимал происходящее в обществе, могли бы обсуждать возникающие вопросы и делиться своими идеями. Важно было создать пространство свободного и честного диалога о судьбах Отечества, для того чтобы консолидировать здоровые общественные силы, готовые трудиться ради возрождения Родины, формулируя ответы на непростые вызовы времени, приемлемые в том числе и для граждан, которые по национальности не являются русскими. Это изначально была задача Всемирного русского народного собора – не отрекаясь от своей русскости и никак не умаляя русскость, делать всё для того, чтобы служить всему многонациональному народу нашей страны.

Всё ярче и настойчивее в то время стали обсуждаться темы духовных истоков нашей самобытности, всё чаще стало звучать сочетание «Русский мир» для выражения особого культурного феномена России.

Выступая с докладом в далёком, 2004 году, я отмечал, что обращение к этому понятию спустя почти 10 лет после учреждения Всемирного русского народного собора связано в том числе и с тем, что за прошедшие годы Россия наконец определилась аксиологически и начала осознавать себя страной, которая, наследуя богатую традицию, православную традицию, имеющую ключевые значения для формирования отношений, явлений в социально-политической, экономической, духовной и культурной областях, оказалась способной начать серьёзно, в том числе в рамках Всемирного русского народного собора, изучать эти проблемы и открыто их обсуждать.

При этом было бы неправильно, и об этом мы сказали сразу, создавая Всемирный русский народный собор, было бы неправильно понимать Русский мир в узконациональном, этническом смысле и ограничивать данное понятие существующими ныне политическими границами, разумея под Русским миром исключительно Российскую Федерацию. Вот почему в наших соборах самое активное участие стали принимать люди, живущие далеко за пределами Российской Федерации.

Напомню сказанные без малого 20 лет назад важные слова, которые и теперь не теряют своей актуальности. Цитирую: «Для нас Русский мир – это не этническое понятие, Русский мир включает в себя и все народы, принадлежащие к другим религиям, но разделяющие одни ценности общественной жизни вместе с русским народом. Именно Россия, осознающая себя православной, способна поддерживать в единстве различные культуры. В течение веков Россия выработала механизм сосуществования различных культур и религий, которые принимают одни общественные ценности, но сохраняют свою религиозную самобытность». Конец цитаты.

Использование в российском общественном дискурсе понятия «Русский мир» вызвало немало сильных эмоций как внутри страны, среди сторонников либеральной модели развития, так и среди наших, как сейчас принято выражаться, западных партнёров, усмотревших в этом понятии явные признаки возрождения русского самосознания.

Вместе с тем сама идея духовно-культурного мира не является каким-то ведь новшеством. Это не измышления ума, но распространённый феномен, характеризующий развитие определённого типа культуры, создавшей в ходе успешного бытования уникальную ценностную парадигму. Об этом мне и хотелось бы сказать сегодня несколько слов.

Итак, о самой формуле «Русского мира». А формула такая: культурное многообразие от Римского до Русского мира.

Явленная в истории цветущая сложность человеческой цивилизации есть, безусловно, действие мудрого промысла Божьего, это богатство исторического «сада Божьего», как об этом писал Ильин, который подчёркивал, что Россия призвана показать многообразие дарований, которыми наделил Всевышний Творец наш народ. Правда, народы распоряжались этими талантами, распоряжаются и, может быть, будут распоряжаться, к сожалению, не всегда по совести, примеров чего мы сегодня видим немало. И конечно, эти примеры были и в прошлом.

Некоторым культурам свойственно выходить за естественные национальные границы и, преодолевая этническую замкнутость, самим становиться источником для развития других народов и оказывать влияние на их общественное устроение и духовную жизнь. Такое расширение культуры, происходившее в прошлом нередко с использованием военно-политических методов, приводило к созданию целых культурных ареалов, культурных миров.

История помнит немало подобных примеров. Так, знаменитый Pax Romana стал символом наивысшего могущества Римской империи, Pax Hispanica – временем расцвета Испании, распространившей своё влияние на южноамериканские земли, а Pax Britannica стал обозначением периода мирового господства британских порядков и колониализма.

Сегодня говорят о Pax Americana, сложившемся культурном и геополитическом союзе вокруг Соединённых Штатов Америки, которые являются ядром особой экономической, политической и идеологической системы.

Не будем забывать, что существует и огромный арабский мир, объединяющий страны арабской культуры. Более того, на основании социокультурной общности создаются даже целые организации. Например, Лига арабских государств. Или Союз южноамериканских наций, объединяющий страны Латинской Америки. Список этих культурных миров можно продолжать долго. В конце концов, и наши православные братья греки уже много веков твердят о существовании греческого мира и воспевают великие ценности эллинизма. И это никого не смущает. Но стоит только заявить очевидное – о существовании ареала русской культуры, о Русском мире… Сколько же шума поднялось тогда, когда мы сформулировали эту мысль и стали её развивать, сколько самых нелепых и надуманных обвинений было высказано нашими мнимыми друзьями и недоброжелателями!

Как гласит народная мудрость, на воре и шапка горит. Разве в недрах Русского мира родилась концепция «оси зла» или идея «мирового полицейского»? Разве мы придумали поражающую цинизмом и духовным варварством тему отмены культуры? Разве мы навязываем остальному миру гегемонию, представляя её как всеобщее безальтернативное благо для остального мира? Думаю, что ответ очевиден.

Хотел бы отметить, что вопреки расхожему мнению понятие «Русский мир» появилось, конечно, вовсе не в 2000-х годах. Над цивилизационной самобытностью России размышляли многие выдающиеся писатели и философы. Это поистине впечатляющий ряд титанов отечественной культуры: Николай Данилевский, Николай Бердяев, Владимир Соловьёв, Николай Лосский, отец Сергий Булгаков, Лев Карсавин, отец Павел Флоренский, Семён Франк, Иван Ильин, наконец, Фёдор Михайлович Достоевский, которому принадлежит авторство термина «русская идея». Это только очень немногие имена из большого списка мыслителей, вдохновлявшихся в своём творчестве идеей Русского мира.

Далеко не со всем можно согласиться в их рассуждениях. Каждый из них по-своему расставлял акценты, описывая феномены России и русской самобытности. Однако, опираясь на их интуицию и прозрение, мы можем почерпнуть нечто очень ценное, прибавив к нему пережитое и понятое из собственного духовно-культурного опыта минувших десятилетий.

А в чём же заключаются ключевые черты русской идеи, являющиеся, по сути, ценностным основанием Русского мира как особого духовного, культурного пространства? Какова же формула Русского мира? Когда используют термин «нация», обычно имеют в виду общность людей, говорящих на одном языке. Но в случае с русским народом есть интересный нюанс: русские мигранты, скажем, уже во втором или третьем поколении могут едва ли говорить по-русски, но тем не менее считают себя настоящими русскими и с душевной тоской вспоминают об исторической родине. Могу об этом говорить на своём собственном опыте, потому что по долгу службы достаточное время пришлось мне жить в Западной Европе.

Кроме того, не всякий говорящий и пишущий по-русски как на родном языке этим заявляет принадлежность к русскому народу. Даже более того, некоторые открыто отрекаются от своих национальных корней, свидетельствуя о неприятии русского культурного кода. Ну бог им судья. Отвержение памяти предков – явление, однозначно порицаемое в нашей духовной традиции.

Итак, вопрос языка, безусловно, важен, но он не имеет определяющего значения. А что имеет? Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народом общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, отчего и проистекает в свою очередь единство мировоззрения. Подчеркну: именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации, поэтому единство на такой основе непрочно, ненадёжно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях, и наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учётом отрицательного, но всё же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции закреплён запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех.

В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть. Что может быть лучше, если хотите эффективнее мотивировать человека на созидательные труды, на благо общества, нежели искренняя любовь и преданность Родине? Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология, не нужно ничего придумывать и изобретать.

Всё самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная культура, традиции православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий. Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось.

Возвращаясь к определению формулы Русского мира, можно сказать, что Русский мир – это общность святынь. Используя это слово не только в религиозном значении, хотя и это измерение, несомненно, очень важно, общность мировоззренческих идей и нравственных ценностей объединяет людей разного этнического происхождения, разных вероисповеданий и культурных традиций. В этом есть нечто иррациональное, как отмечал Николай Александрович Бердяев, впрочем, столь же иррациональна, по всей видимости, и ненависть противников Русского мира.

А что же нас связывает? Что для нас свято? Ключевое понятие, общий знаменатель в формуле «Русского мира» – традиция. Традиция – это следует из самой внутренней формы слова, ибо в переводе с латыни оно буквально означает предание, передачу, – в первую очередь обеспечивает связь поколений, сохраняет и передает людям ценный духовный и культурный опыт. Без этого опыта невозможны ни существование народа, ни крепкая, устойчивая государственность, являющаяся, по сути, зримым выражением воли нации к общественной самоорганизации.

Разрыв с традицией всегда болезненно переживался русским народом, старавшимся залечить потом эти раны. Так было и в веке XVIII, в эпоху неконтролируемых культурных влияний Запада, его абсолютного доминирования в русской общественной жизни. А в следующем столетии, напомню, большой вклад в восстановление целостности русской культуры внесли русские писатели, и, может быть, в первую очередь Александр Сергеевич Пушкин. Можно сказать, что с этого восстановления начался мощный расцвет отечественной культуры, подарившей миру многих выдающихся писателей, художников и композиторов.

Однако ещё более трагический разрыв произошел в XX веке, когда новые власти взяли курс на решительный отказ от наследия прошлого, объявив, что разрушат до основания старый мир и построят на его обломках новый. Православная традиция, испокон веков определявшая бытие русского народа, воспитавшая в нём лучшие нравственные качества, была отвергнута, как была отвергнута и всякая религиозность. Беспрецедентные гонения на церковь и верующих, жестокие репрессии в отношении священнослужителей, причём разных религий, не только православного духовенства, – вот печальные плоды деятельности тогдашней власти.

Что получилось в итоге, мы знаем. Не может устоять дом, построенный на песке, как говорит нам Евангелие, ну а страна при всей своей военно-политической силе и мощной идеологической пропаганде оказалась недостаточно прочным сооружением.

Для всех нас это видимый урок, потому что ко всему этому мы были причастны: кто-то – уже активно, будучи вовлечённым в общественную жизнь, кто-то – ещё находясь в том возрасте, когда он не мог активно участвовать. Но все мы помним то время, из которого тоже нужно вынести правильный урок.

Если разрушить духовный фундамент жизни народа, то происходит катастрофа, в первую очередь в сердцах людей, где ведётся, по выражению Достоевского, главная битва добра со злом, где дьявол с Богом борется. Хвала Господу, спустя три десятилетия после отказа от политики государственного атеизма удалось постепенно выровнять ситуацию.

Сегодня активно строятся православные храмы и монастыри в России и в других странах канонической ответственности Русской церкви. Этот факт всегда впечатляет и вызывает нескрываемое удивление у многих верующих людей на Западе, где христианские храмы как раз, наоборот, закрываются, переделываются в лучшем случае под концертные залы, а есть случаи – когда под кафе и даже под ночные клубы.

Особую признательность хотел бы выразить государственному руководству России и лично Владимиру Владимировичу Путину за неизменно большое внимание к духовной составляющей жизни народа, за понимание особой исторической роли православной традиции в становлении и разв

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie