На повестке – подведение итогов работы по исполнению поручений, данных год назад на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
По традиции в конце года мы подводим итоги. И сегодня предлагаю обсудить результаты реализации задач 2023 года, которые являются частью нашей большой, системной работы по достижению национальных целей развития.
Смотрите также
21 декабря 2023 года
Что хочу подчеркнуть: национальные цели определены на горизонте до 2030 года, и та «сверка часов», которую мы с вами регулярно проводим в конце года, важна не просто для оценки текущей ситуации – что удалось реализовать, а решение каких задач пока отстаёт от графика, но прежде всего для принятия конкретных управленческих решений по тем направлениям, которые требуют особого внимания, концентрации дополнительных сил, средств, ресурсов как на федеральном уровне, так и в регионах, на местах.
При этом ключевой критерий эффективности нашей работы – это оценка граждан, мы с вами об этом многократно уже говорили, как они воспринимают динамику, темп, качество изменений в их жизни. Хочу ещё раз обратить на это внимание всех коллег.
И конечно, результаты, которых мы добиваемся вместе, должны стать основой для долгосрочных планов.
В следующем году действующие национальные проекты, сформированные в 2018 году, завершаются. А значит, нам предстоит уточнить национальные цели развития, расширить горизонт планирования до 2036 года. Поставить задачи, определить целевые параметры развития, которые соответствуют и нашим возросшим возможностям, и более высоким запросам общества, это естественно. И конечно, нужно подготовить и своевременно запустить обновлённые национальные проекты.
Повторю, мы сейчас накопили такой потенциал, который позволяет нам выйти на принципиально другой уровень и динамику развития всей страны.
Что касается текущего года, как вы знаете, задачи были установлены по таким ключевым направлениям, как обеспечение экономического суверенитета: технологического и кадрового, инфраструктурного, финансового, а также структурные изменения нашей внешнеэкономической деятельности. И конечно, это развитие городов и посёлков, социальной сферы, решение вопросов демографии, поддержки материнства и детства, системы здравоохранения и образования. В целом повышение качества жизни людей.
Прошу коллег, которые выступят с докладами по своим темам, исходить из следующих соображений. Кроме подробного отчёта о выполнении задач, поставленных на 2023 год, прошу сфокусироваться на том, что нужно сделать в наступающем, 2024 году, а также на дальнейшую перспективу.
Что хотел бы подчеркнуть до того, как перейдём к повестке.
Все наши планы в развитии инфраструктуры, социальной сферы, в поддержке демографии предельно реалистичны. Мы с вами постоянно «сверяем часы» по этим направлениям. Они опираются на экономические возможности страны, учитывают динамику её отраслей, индустриальный рост.
Российская экономика прошла через период адаптации к изменившимся внешним условиям. Наши компании сохранили ритмичную работу, укрепили логистику, заменили ряд иностранных материалов, комплектующих в том числе, на отечественные аналоги, на продукцию российских предприятий.
За январь – октябрь текущего года обрабатывающая промышленность выросла на 7,4 процента, а инвестиции за три квартала прибавили 10 процентов, то есть дали перспективу развития. Это в целом по экономике. А в обрабатывающей промышленности приток капиталовложений ещё выше: за январь – сентябрь – 12,2 процента, за третий квартал вообще 35 процентов.
Кстати, на площадке выставки «Россия» с успехом проходят дни наших регионов. Субъекты Федерации показали и свои достижения, и потенциал развития.
Сейчас эстафету принимают отечественные компании и ведомства. Уверен, они представят свои достижения, планы так же ярко и убедительно, как это сделали регионы России.
Повторю, нужно обязательно закрепить позитивную динамику инвестиций, экономики в целом. За счёт деловой активности обеспечить растущий спрос внутреннего рынка достаточным предложением по широкой группе товаров. Имею в виду как товары потребительского сегмента, так и продукцию инвестиционного спроса: машины, станки, технологическое оборудование.
Подчеркну: построение именно такой экономики – экономики предложения – в том числе позволит в будущем избегать всплесков цен на отдельные товары, а такие проблемы, как вы знаете, есть. Наши граждане столкнулись с подобными ценовыми скачками в последние месяцы. Мы говорили об этом и в ходе недавней «Прямой линии».
Напомню: по итогам текущего года нужно привлечь не менее двух триллионов рублей в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции.
Рассчитываю сегодня услышать, как выполняются эти задачи, а также на какой уровень инвестиций ожидается выйти в следующем году, какую планку здесь предлагается установить.
Отмечу, что сегодня в России сложились уникальные рыночные возможности для открытия современных производств и модернизации действующих предприятий, для создания новых – и хочу это особо отметить – хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Наша экономика должна стать экономикой квалифицированных кадров и хороших, высоких заработных плат. Именно в этом ключ к повышению доходов граждан, к преодолению проблем бедности. Кстати сказать, мы здесь добились определённых результатов, но вы знаете об этом. Вообще слово не очень хорошее – бедность, но тем не менее такие показатели есть, будет исторический минимум в 2023 году, но те люди, которые всё-таки живут за чертой бедности, для них это пустой звук. Нужно сводить эту цифру к минимальным значениям – к нулю надо стремиться.
Нужно наращивать производительность труда, повышать эффективность экономики и социальной сферы в целом, делать это на основе внедрения принципов бережливого производства, автоматизации и цифровых решений в управлении, широкого использования технологий искусственного интеллекта.
В этой связи ожидаю, что сегодня коллеги отдельно остановятся на такой важной теме, как развитие отечественной индустрии промышленных роботов.
И конечно, надо формировать новые требования к системе профессионального образования, к подготовке и переподготовке рабочих и инженерных кадров, управленцев. Запускать новые и расширять действующие программы.
Уже просил Правительство разработать пятилетний прогноз кадровой потребности нашей экономики. Сделать это нужно в разрезе отраслей и профессиональных квалификаций. Такой прогноз должен не только регулярно обновляться с учётом состояния рынка труда, но – что принципиально важно – он должен учитываться при установлении контрольных цифр приёма в колледжи и техникумы, училища и вузы, при формировании и расширении программ профессиональной переподготовки.
При этом прошу Правительство выстроить систему мотивации учебных заведений, оценки эффективности их руководителей, чтобы они были заинтересованы в подготовке специалистов именно по тем направлениям, которые востребованы на рынке труда.
Далее. Мы развиваем систему комплексной поддержки экспорта российских товаров и услуг. Помогаем нашим компаниям переключиться на перспективных партнёров в Азии, Ближнем Востоке, Латинской Америке и Африке. Укрепляем связи со странами Евразийского экономического союза. Кстати говоря, хочу отметить, мы не закрываемся от Американского континента, Северной Америки – США и Канады, мы не закрываемся от европейских стран, им вообще пора закончить валять дурака и ждать, пока мы рухнем. Стало ясно для всех, что, если хотят получать выгоду от сотрудничества с Россией, надо это делать. Мы же их не отталкиваем. Но это их дело и их решение. Пускай они сами думают, чем они руководствуются, какими-то эфемерными соображениями, уничтожения России, или интересами своей собственной страны, своего собственного народа, своих людей по развитию отношений в мире в целом на современном демократическом фундаменте многополярного мира. Но, повторю, это их дело.
Важный элемент такой работы – создание независимой финансовой, платёжной инфраструктуры, широкое использование национальных валют в торговле.
По сравнению с 2021 годом доля рубля в наших международных расчётах удвоилась и сейчас составляет 35 процентов, а вместе с валютами дружественных стран эта доля достигает 75 процентов.
Идёт замещение внешних источников кредитования российских компаний внутренними. Если за прошлый год объём рублёвых корпоративных кредитов вырос на 9,5 триллиона рублей, то с начала текущего года он прибавил ещё более 13,5 триллиона рублей. При этом внешний долг России, что очень важно, сократился примерно на треть.
И государство сокращает, и компании наши ведущие сокращают: возвращают кредиты вовремя, совершают другие действия, которые делают их финансы более сбалансированными и здоровыми.
Вернусь к тому, о чём сказал на недавнем форуме «Россия зовёт». В ближайшие годы и Правительству, и Центральному банку нужно усилить внимание к развитию механизмов проектного и акционерного финансирования. Наша банковская система, фондовый рынок должны в полной мере обеспечить приток капитала в важнейшие, перспективные точки роста российской экономики. Может быть, точки роста – не очень правильное слово, но вы понимаете, о чём идёт речь. Нужно уделить внимание этим вопросам.
Далее. Для освоения отечественным бизнесом новых рынков, для выстраивания более удобных, эффективных логистических цепочек и, конечно, для повышения транспортной связанности страны, наших регионов мы наращиваем возможности инфраструктуры, расшиваем так называемые узкие места, повышаем пропускную способность пограничных пунктов. Что, кстати говоря, нужно делать своевременно.
По итогу текущего года ожидается, что суммарный грузопоток трёх наших ключевых логистических коридоров – а это «Север – Юг», железнодорожные магистрали в Восточном и Азово-Черноморском направлениях – вырастет примерно на 10 процентов.
Их дальнейшее развитие – это безусловный приоритет. Мы только что с Андреем Рэмовичем [Белоусовым] на этот счёт с утра разговаривали. Важно, как увеличение мощности дальневосточных и арктических морских портов, становление Северного морского пути как глобальной транспортной артерии повлияет на всю нашу логистику.
Вновь отмечу: эти масштабные проекты обеспечат мощный позитивный эффект для нашей экономики, для нашей страны в целом, для наших граждан. Сформируют огромное пространство для долгосрочного роста отраслей и регионов, для многих предприятий, трудовых коллективов, которые заняты в сфере транспорта, строительства, в смежных секторах. Даст хороший эффект для всех.
Мы продолжаем нашу повестку инфраструктурного развития и на уровне регионов, муниципалитетов. На 1 декабря в нормативное состояние приведено 83 процента дорожной сети в крупнейших городских агломерациях.
Подчеркну: работы идут с опережением графика. Очень рассчитываю, что так же раньше намеченного срока, то есть уже в следующем году, мы выйдем на целевой показатель, а именно 85 процентов дорог в крупнейших агломерациях должны быть в нормативном состоянии. Это высокая планка, не простая, но вполне реалистичная для достижения.
Такой же высокий темп нужно обеспечить и в обновлении общественного транспорта в регионах. По итогам следующего года нужно снизить средний возраст этого парка за счёт поступления новых автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Это хороший стимул для промышленности и хорошая поддержка промышленности. До сих пор у нас это неплохо получалось: и инфраструктуру развивать, и промышленность поддерживать.
Современный, безопасный, экологичный транспорт – неотъемлемая часть жизни городов и посёлков. В их развитии мы также применяем основанный на реальном подходе к делу проектный подход.
Начиная с прошлого года подготовлены мастер-планы для 22 дальневосточных городов и агломераций. Знаю, что и здесь нужно ещё посчитать, посмотреть, подумать, но в целом ориентиры намечены и к ним нужно стремиться, к этим целям, с чёткими мероприятиями и источниками финансирования, конечно. Аналогичная работа запущена и по опорным населённым пунктам Арктической зоны.
Напомню, что мы договорились создать реестр лучших практик по развитию городов, по созданию комфортной среды для жизни, где каждый город, посёлок, муниципалитет сможет найти и воплотить у себя эффективное решение, нужное и полезное для граждан.
Кроме того, поручил подготовить единые требования к структуре и содержанию мастер-плана, закрепить сам этот термин в градостроительном законодательстве.
По сути, речь идёт о том, чтобы выстроить целостную систему управления развитием населённых пунктов, объединить все механизмы поддержки субъектов Федерации в этой сфере, повысить квалификацию муниципальных служащих, а также задействовать эффективные инструменты контроля, в первую очередь со стороны жителей, гражданского общества. Мы всё время тоже об этом говорим. Прошу Правительство провести эту работу в сжатые сроки.
Уважаемые коллеги! Мы в полном объёме сохранили программы по достижению национальных целей развития. Несмотря ни на какие сложности, трудности, на особенности текущего момента, мы всё сохранили. Более того, в текущем году провели опережающее финансирование многих направлений, чтобы не только поддержать набранный темп преобразований, но и раньше срока достигать установленных ориентиров, у нас это, кстати, получается по важнейшим направлениям развития, укреплять суверенитет страны.
При этом напомню: все наши решения и действия по развитию экономики и созданию новых рабочих мест, благоустройству городов и посёлков, улучшению экологии, развитию систем здравоохранения, образования, культуры, занятий спортом объединены главной целью – это сбережение нашего народа, повышение благополучия российских семей, семей с детьми, конечно, прежде всего, защита здоровья людей.
По итогам 10 месяцев текущего года ожидаемая продолжительность жизни в России превысила допандемийный уровень.
Снижается смертность – в том числе младенческая. Она сейчас на историческом минимуме.
Вместе с тем, мы это знаем тоже хорошо, пока не удаётся переломить тенденцию на снижение рождаемости. Конечно, на этом прежде всего сказываются объективные причины, последствия демографической ямы и 40-х годов прошлого века, во время войны, и ямы 90-х годов, связанной с распадом Советского Союза.
Но вновь подчеркну: сбережение народа – это наш приоритет на поколения вперёд. Повторю, в ходе подготовки и реализации долгосрочной стратегии развития страны, обновлённых национальных проектов первостепенное значение нужно уделять именно вопросам поддержки семьи. Такие вопросы должны быть, что называется, сквозными во всех наших планах и программах.
В текущем году мы выстроили единую систему поддержки нуждающихся граждан, семей с детьми, как я уже сказал. Нужно на это обратить самое пристальное внимание: мы делаем шаги в этом направлении, помогаем, в том числе женщинам – от беременности будущей мамы до достижения ребёнком 17 лет. Такое пособие уже оформили родители 10,5 миллиона детей, также его получают 375 тысяч беременных женщин.
Продолжает действовать программа материнского капитала.
Будем совершенствовать, настраивать и другие механизмы. Так, активно развивается детское здравоохранение, жилищные программы, включая семейную ипотеку. Предусмотрены налоговые вычеты на образование и лечение детей.
Наступающий 2024 год объявлен в России, как мы знаем, мы сделали это сознательно с вами, Годом семьи. Прошу коллег из Правительства, из регионов самым внимательным образом проработать меры, направленные на защиту материнства и детства, на укрепление семейных ценностей.
В том числе важно возродить традиции многодетной семьи. Как мы и договаривались, нужно установить статус многодетной семьи на федеральном уровне, люди просят об этом, это справедливая просьба и справедливое требование, с соответствующими льготами и механизмами поддержки, которые будут гарантированы, причём гарантированы по всей стране единообразно. Принять такое решение нужно оперативно.
Давайте перейдём к повестке. Слово Андрею Рэмовичу Белоусову. Пожалуйста.
А.Белоусов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
В декабре прошлого года Президентом Российской Федерации была поставлена задача по расширению внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнёрами из дружественных государств и развитию необходимых для такого сотрудничества инфраструктур, в том числе транспортной и платёжной. Сначала дам общую оценку текущей ситуации.
Начиная с 2022 года недружественными странами совершаются последовательные действия по созданию внешнеэкономической блокады России с целью изолировать нашу страну от мировых рынков. Эту блокаду необходимо было прорвать, и это удалось сделать. Об этом свидетельствует прежде всего стабилизация экспорта. Величина экспортных поставок на рынке дружественных стран в 2023 году превысила 360 миллионов долларов, увеличившись по сравнению с 2021 годом в физическом выражении на 60 процентов, в том числе по объёму торговли с Китаем вышли на исторический максимум. По итогам текущего года российский экспорт в Китай достигнет рекордных значений – более 110 миллиардов долларов, а общий товарооборот России и Китая – 210 миллиардов долларов.
Продолжаем наращивать объёмы поставок в страны Евразийского экономического союза и в арабские страны. В физическом выражении экспорт по этим направлениям вырос на два с лишним процента и на 36 процентов соответственно.
За счёт чего это удалось сделать? Первое. Была оперативно перестроена система поддержки несырьевого неэнергетического экспорта, промышленных и сельскохозяйственных товаров.
Всего за текущий год мерами такой поддержки воспользовались более 20 тысяч предпринимателей, то есть каждый четвёртый экспортёр. С участием льготного финансирования реализованы почти 300 экспортных проектов на общую сумму порядка 7 миллиардов долларов.
К другим мерам относится льготная транспортировка. Почти тысяча экспортёров в этом году воспользовались льготами по транспорту, что позволило реализовать экспортные контракты на сумму почти в 8 миллиардов долларов. Страховая поддержка экспортных проектов в дружественные страны превысила 10 миллиардов долларов.
Важной инновацией текущего года стало продвижение российских брендов за рубежом, в том числе по линии проекта Российского экспортного центра «Сделано в России», в рамках которого только в текущем году более 1,5 тысячи российских производителей приняли участие в выставках и бизнес-миссиях.
В рамках данного проекта Российский экспортный центр в начале следующего года проводит в китайской провинции Ляонин первый в истории фестиваль-ярмарку «Сделано в России». В тематических павильонах посетителям будут представлены более тысячи российских товаров, организованы насыщенная культурная и спортивная программы. Планируем масштабировать этот опыт в дальнейшем.
Начался активный выход малых предпринимателей на рынки дружественных стран. При содействии региональных центров поддержки были заключены почти 2,5 тысячи экспортных контрактов.
Всего на внешние рынки в этом году вышли более 60 тысяч малых предпринимателей, в 1,2 раза больше, чем в 2021 году.
Развивается цифровая система «Одно окно» для экспортёров. Линейка доступных сервисов расширена до 36. Системой уже пользуются порядка 10 тысяч предпринимателей. В результате рост физических объёмов несырьевого неэнергетического экспорта на рынке дружественных стран составил более 20 процентов к 2021 году, а их доля в российском экспорте достигла 84 процентов против 67 процентов в 2021 году.
Второе. На рынке дружественных стран была обеспечена переориентация энергетического экспорта. Хочу отметить, именно ограничение поставок наших энергоносителей – одна из главных целей действий коллективного Запада против нашей страны, от включения в санкционные списки компаний, судов и введения потолка цен до диверсии на «Северных потоках».
При этом на текущий момент сохраняются поставки энергетических товаров в некоторые недружественные страны: сжиженный природный газ, трубопроводная нефть и газ, нефтепродукты, уголь. Но в целом объём поставок в недружественные страны сократился в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом, в том числе в 4,5 раза в Евросоюз.
Для перестройки основных направлений поставок нефти и нефтепродуктов и в меньшей степени газа – здесь ситуация более инерционная – были задействованы все рычаги и инструменты. Сегодня можно констатировать, что наиболее остро стоявшие в прошлом году проблемы в целом решены. Это касается, во-первых, платежей и страхования грузов. Во-вторых, обеспечения морских перевозок углеводородов танкерным флотом.
Как результат, экспорт сырой нефти на 7 процентов превысил показатель 2021 года и составляет порядка 250 миллионов тонн. В денежном эквиваленте российский энергетический экспорт практически вышел на показатели 2021 года и остаётся на комфортном для бюджета и компаний уровне.
Третье направление – обеспечение российского рынка необходимыми товарами и ресурсами по импорту. Ограничить Россию в поступлении импортных товаров также являлось одной из целей для дестабилизации социально-экономической ситуации в нашей стране. С учётом того, что в 2021 году на недружественные страны приходилось порядка 50 процентов всего импорта, это было крайне опасно. Но уже в 2022 году доля импорта из недружественных стран снизилась до 35 процентов, а в 2023 году – до 29 процентов. При этом общий объём импорта уже превысил показатели 2021 года: вырос примерно до 300 миллиардов долларов.
За счёт чего удалось это сделать? Запущен механизм параллельного импорта. Благодаря этому в страну ввезено необходимых товаров на сумму более 70 миллиардов долларов за два года. Освободили от НДС импортное оборудование, не имеющее российских аналогов. За счёт этого за два года российские компании получили льготы на общую сумму почти 105 миллиардов рублей.
Было проведено пакетное обнуление ввозных таможенных пошлин, мера позволила бизнесу сэкономить более 130 миллиардов рублей. В том числе под инвестиционные проекты запущены льготы по ввозным пошлинам. Объём предоставленных льгот уже оценивается в 1 миллиард рублей.
Действует программа поддержки приоритетного импорта, по которому уже выдано льготных кредитов на сумму 400 миллиардов рублей. В результате задача обеспечить поступление необходимых для российских предприятий и потребителей товаров в целом решена. Доля партнёров из дружественных стран в совокупном импорте выросла до 70 процентов.
Четвёртое – обеспечение кардинальной перестройки экспортных грузопотоков для выхода на рынки дружественных стран. Развёрнута системная работа по приоритетным международным транспортным коридорам на основе утверждённых Правительством в декабре прошлого года «дорожных карт». Ход их исполнения рассматриваем регулярно – два раза в месяц на штабе по транспортно-логистическим коридорам. Всего в этом году по ним суммарно будет перевезено более 550 миллионов тонн грузов – это на 17 процентов больше уровня 2021 года. В том числе по Восточному коридору более 300 миллионов тонн – на 11 процентов выше уровня 2021 года, по Азово-Черноморскому коридору порядка 220 миллионов тонн – на 24 процента больше, чем в 2021 году, по коридору «Север – Юг» 19 миллионов тонн – на 38 процентов больше показателя 2021 года.
Основной приоритет – это Восточный коридор. Компанией «РЖД» ведётся, не побоюсь этого слова, титаническая работа по расширению провозных мощностей и общего объёма перевозок. В этом году вышли на цифру 173 миллиона тонн провозных мощностей, а в следующем – на обозначенные в указе Президента Российской Федерации 180 миллионов тонн.
Развёрнуты новые специализированные транспортно-логистические центры и вспомогательные тыловые площадки. В результате по итогам года будут достигнуты рекордные показатели по контейнерным перевозкам железнодорожным транспортом – 7,5 миллиона TEU. Это на 15 процентов больше, чем в 2021 году.
Была системно решена проблема очередей на пунктах пропуска, прежде всего на границах дружественных стран – их пропускная способность была увеличена в 1,5 раза. Развёрнута работа по модернизации автомобильных дорог в рамках международных коридоров.
Завершено строительство автодорожных обходов Краснодара и Аксая, начато строительство обхода Хасавюрта, запущен процесс модернизации инфраструктуры морских портов – Новороссийск, Тамань, Туапсе – и внутренних водных путей – на Волге и Дону, – входящих в международные транспортные коридоры.
На южном направлении завершены дноуглубительные работы на Волго-Каспийском судоходном канале и в морском порту Махачкала. Это позволяет эксплуатировать в данном бассейне суда с осадкой до четырёх метров.
Запущен регулярный железнодорожный сервис по восточному маршруту коридора «Север – Юг» через Казахстан, Туркменистан, Иран.
Стоит отметить, что все намеченные планы сегодня в целом реализуются. Рассчитываем, что к 2030 году сможем выйти на объём грузоперевозок по данным транспортным коридорам почти в 670 миллионов тонн в год, что в полтора раза выше уровня 2021 года.
Пятое направление – формирование новой платёжной инфраструктуры. Недружественные действия Соединённых Штатов Америки и их союзников стимулировали ускоренный переход на внешнеторговые расчёты в национальных валютах.
В 2023 году в расчётах за экспорт и импорт товаров и услуг суммарная доля рубля и национальных валют дружественных стран составит 65 процентов. Для сравнения, в 2021 году она составляла лишь 22 процента.
Что было сделано? Во-первых, были резко расширены корреспондентские связи с зарубежными кредитными организациями. Количество российских банков, имеющих счета с дружественными странами, за последние два года увеличилось практически в два раза, а общее количество таких корреспондентских счетов за два года увеличилось почти в полтора раза и превысило две тысячи.
Во-вторых, налажены расчёты между странами с использованием отличных от SWIFT каналов обмена финансовой информацией, в первую очередь через систему передачи финансовых сообщений банка России. На сегодняшний день пользователями системы являются 150 нерезидентов из 16 стран.
В-третьих, для облегчения расчётов в национальных валютах на бирже запущены торги 10 валютами дружественных государств.
В-четвёртых, во внешнеторговых расчётах начинают активно использоваться цифровые активы. В перспективе двусторонние расчёты будут осуществляться с использованием цифрового рубля и иных банковских валют центральных банков. Банк России активно продвигается в реализации этого проекта.
В-пятых, важным элементом расчётной инфраструктуры является обеспечение приёма за рубежом платёжных карт системы «Мир». Сегодня карты «Мир» принимаются на территории 10 стран, и ещё с рядом стран ведутся переговоры об организации их приёма.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Предварительные итоги года позволяют говорить о том, что российская экономика в целом адаптировалась к санкционному давлению. За счёт выстраивания эффективных взаимодействий с партнёрами из дружественных стран и оперативной разработки необходимых инструментов поддержки российских предпринимателей удалось сохранить экспортный потенциал страны и обеспечить население и предприятия необходимыми товарами и ресурсами.
В целом можно отметить, что российская экономика нашла точку равновесия экспорта и импорта. Свидетельством этому является стабилизация валютного курса в районе 90 рублей за доллар, что является приемлемым как с точки зрения экспорта, так и с точки зрения потребительского и инвестиционного рынков страны. Проделанная работа позволяет перейти от оперативного решения текущих задач к стратегической повестке.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации завершаем разработку Стратегии развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года.
Цель Стратегии – позиционирование России как одного из лидеров многополярного мира, реализующего собственную национальную повестку развития и обеспечивающего свой экономический, финансовый и технологический суверенитет. Реализация Стратегии должна обеспечить устойчивое закрепление на новых рынках для полноценной реализации внешнеэкономического потенциала России, сформировать сеть партнёрств с дружественными странами, обеспечить технологическую кооперацию в целях модернизации промышленно-технологической базы, сформировать эффективную многостороннюю инфраструктуру поддержки внешнеэкономических связей.
Проект Стратегии на прошлой неделе был рассмотрен на стратегической сессии у Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина. В соответствии с установленными сроками Стратегия будет утверждена до 1 марта 2024 года.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Спасибо большое. Такой обстоятельный доклад. Сейчас коллеги по своим направлениям выскажутся.
Я хочу вот что сказать. Мы с вами занимаемся очень важным делом, но есть не менее важные дела. Например, все вы участвовали в акции «Ёлка желаний» и сопровождаете своих подопечных. Мазнева Ксения из Петербурга мечтала попробовать себя в роли ведущей новостей. Я должен отлучиться на несколько минут и уточнить, как идут дела.
Поскольку вы все находитесь в своих рабочих кабинетах, вы успеете или руки помыть, или выпить чашечку кофе. Я прошу прощения и благодарю за понимание. Мы сейчас увидимся. Спасибо большое. Прервёмся минут на десять.
(Президент поговорил по телефону с Ксенией Мазневой.)
Уважаемые коллеги, продолжим.
Пожалуйста, Мантуров Денис Валентинович.
Вам всем привет от Ксюши. Она будет журналистом и будет освещать в будущем вашу работу. Обещала делать это объективно.
Д.Мантуров: Хорошо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Поставленная Вами, Владимир Владимирович, задача по достижению технологического суверенитета является сквозной для всей промышленности. Для её выполнения мы используем все востребованные общесистемные меры. Имею в виду субсидии на НИОКРы, займы Фонда развития промышленности, преференции по специнвестконтрактам. Эти механизмы обеспечили в нынешнем году инвестиций суммарно на 450 миллиардов рублей.
Вместе с тем ёмкие проекты техсуверенитета потребовали дополнительной государственной поддержки, которую Вы, Владимир Владимирович, одобрили, включая выделение средств ФНБ, кластерную инвестиционную платформу, промышленную ипотеку, обеспечивающую совокупно вложений ещё на 1,2 триллиона рублей в текущем году.
В сочетании с мероприятиями других государственных программ, в том числе «СЗПК» и «Фабрики проектного финансирования», это составляет более двух триллионов рублей.
За счёт государственного плеча простимулировали дополнительные инвестиции в основной капитал. По обрабатывающей промышленности они выросли на 12 процентов за девять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причём бо́льшая их часть направлена в наиболее наукоёмкие секторы промышленности. Они имеют определяющее значение для развития экономики и выделены Правительством в 10 направлениях технологического суверенитета, которые уже одобрены. Четыре из них ориентированы на развитие транспортной сферы.
Благодаря комплексной поддержке авиа- и судостроения, в том числе из ФНБ, мы хотим добиться в этих отраслях беспрецедентной для мировой практики независимости. В частности, в ближайшие два года заместим импортные комплектующие и агрегаты в линейке среднемагистральных самолётов Ту-214, Superjet и МС-21. Также активно ведётся работа по региональным самолётам – это «Ладога» и «Байкал», а также по вертолётной технике. Это обеспечит бо́льшую мобильность наших граждан в труднодоступных регионах страны.
Тесно связанная с авиастроением отрасль, которую будем выводить на новый уровень, – это беспилотные авиационные системы. У нас уже более 40 испытанных моделей с разными полезными нагрузками и сферами применения. Будем масштабировать сегмент гражданских беспилотников за счёт совершенствования систем контроля воздушного пространства, параллельно снижая ограничения на полёты, поддерживая спрос и добиваясь локализации компонентов и двигателей.
Я хотел бы отметить, что Россия – одна из пяти стран в мире, которые могут делать газотурбинные силовые установки в комплексе. Мы наращиваем выпуск таких двигателей как для боевой авиации, так и для гражданской авиации, включая транспортную.
При этом компетенции, полученные по авиационным двигателям, также позволили нам реализовать проект создания наземных установок большой мощности. В начале следующего года знаковым событием станет запуск в Краснодарском крае первой серийной газотурбинной установки ГТД-110М, это 110 мегаватт.
В этом же ключе нам предстоит быстро освоить широкую линейку дизельных и