С докладом об итогах развития экономики России за 2023 год выступил Министр экономического развития Максим Решетников.
Кроме того, в ходе совещания обсуждались вопросы, поднятые в ходе общения главы государства с жителями Анадыря и предпринимателями Дальневосточного федерального округа.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы с Председателем Правительства вчера здесь, в Кремле, поздно вечером обсуждали ситуацию в целом в экономике, говорили о результатах работы за 2023 год. Михаил Владимирович [Мишустин] считает, что тот показатель роста ВВП страны, о котором мы сейчас говорим, 3,5 процента, на самом деле при более тщательном подсчёте может оказаться и чуть повыше.
Сейчас я попрошу Решетникова Максима Геннадьевича рассказать об этом. Но что хотелось бы отметить – то, что этот рост основан прежде всего на внутреннем потребительском и инвестиционном спросе. Это очень важно.
Хорошие показатели продемонстрировали промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, туризм, грузооборот подрос. Что касается стройки, мы несколько раз возвращались к этому вопросу, по-моему, 110,1 миллиона квадратных метров ввод жилья у нас состоялся. Это, конечно, абсолютный рекорд, ничего подобного в истории России пока не было. Хочу строителей с этим поздравить. Это очень хороший показатель.
Смотрите также
Участники совещания с членами Правительства (в режиме видеоконференции)
17 января 2024 года
Правда, есть и вызовы: инфляция – 7,4 процента. Очень рассчитываю на то, что общими усилиями с участием Банка России, разумеется, нам удастся подойти к решению этой задачи.
За 10 месяцев прошлого года реальный рост заработной платы составил 7,7 процента. Это неплохо. Но, имея в виду инфляционные процессы, надо сопоставлять одно с другим.
Пожалуйста, Максим Геннадьевич. Я бы просил Вас дать более глубокий анализ и прокомментировать то, что я сейчас сказал.
М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Российская экономика не только адаптировалась к новым внешнеэкономическим условиям, но и успешно развивается.
Ещё в 2021 году Всемирный банк определил Россию пятой экономикой в мире и крупнейшей в Европе по паритету покупательной способности. По итогам 2022 года мы уверенно сохраняем эти позиции, и это несмотря на то, что расчёты Всемирного банка базируются на ранних оценках роста нашей экономики за 2021-й и 2022 годы. Как правило, эти оценки впоследствии корректируются и уточняются.
Вообще уточнение статистических показателей по мере получения новых данных – это международный стандарт, и Росстат действует в соответствии с этими стандартами. Поэтому у нас в феврале формируется первая оценка роста экономики. Она формируется на оперативных данных по так называемым базовым отраслям экономики: промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, а далее эта оценка корректируется по мере получения новой информации, в первую очередь по сектору услуг, например по общепиту, по туризму, по профессиональным услугам, по госсектору. Это то, что требует уже более глубокого: данных платёжного баланса, банковской статистики, доходов, расходов населения и так далее. Всего вообще существует пять оценок за каждый год роста экономики, они в течение двух лет, эти уточнения, идут. Так вот, у нас перед Новым годом Росстат опубликовал финальную, пятую оценку роста за 2021 год и, как Вы знаете, она была увеличена: предыдущая была 5,6 процента роста, сейчас – 5,9 процента роста, это я подчеркну, ещё 2021 год. А оценка 2022 года – это третья оценка – была улучшена, раньше мы считали, спад экономики – 2,1 процента, а на самом деле, Росстат говорит, – 1,2 процента. То есть существенно у нас за два года, по сути, плюс там 1,2 процента к росту экономики. И это объективно отражает опережающий рост сектора услуг, который в нашей экономике идёт и который мы, конечно, по косвенным данным также наблюдаем.
Первую оценку роста экономики за 2023 год мы ожидаем в середине февраля, как я сказал, на уровне 3,5 процента год к году, как мы в конце года уже и оценивали. Мы чуть ниже, конечно, чуть более консервативно, но сейчас оцениваем на уровне 3,5 процента. Но если масштаб последующих уточнений будет сопоставим с предыдущими годами, а, по нашим косвенным оценкам, он точно будет не меньше, то итоговая оценка роста может составить в районе 4 процентов, я имею в виду, за 2023 год рост экономики. Это как раз то, что Вы с Михаилом Владимировичем обсуждали, и действительно наши эксперты подтверждают, что такой результат, скорее всего, будет достигнут, но итоговую цифру скажет Росстат в конце этого года.
При этом очень важно, за счёт чего обеспечен этот рост и как эти макроэкономические показатели стыкуются с теми данными, которые мы в повседневной жизни наблюдаем. Но прежде всего этот рост обеспечен, как Вы отметили, за счёт высокого внутреннего спроса и потребительского, и инвестиционного. У нас суммарный оборот розничной торговли общественного питания и платных услуг за 11 месяцев этого года в реальном выражении – плюс 5,7 процента. Подчеркну, это сверх инфляции. Поэтому реально идёт увеличение.
Дополнительно
Встреча с предпринимателями Дальневосточного федерального округа
11 января 2024 года
10 января 2024 года
В.Путин: Прошлого?
М.Решетников: Да, извините, 11 месяцев прошлого года.
В основе этого – рост реальных доходов населения. За три квартала 2023 года они выросли на 4,4 процента. При этом заработные платы за 10 месяцев выросли в реальном выражении, как Вы отметили, на 7,7 процента, если в номинале смотреть – там больше 13 процентов. При этом всё это достигнуто на фоне исторического минимума по безработице в 2,9 процента.
Существенный вклад в рост доходов внесли также комплексные меры социальной поддержки населения, которые финансируются за счёт роста бюджетных доходов, бюджетных расходов и доходов от предпринимательской деятельности.
Очень важно, что продолжился рост инвестиций. За три квартала 2023 года рост составил в реальном выражении плюс 10 процентов, и это с учётом более высокой базы 2022 года. Там тоже произошла переоценка и рост инвестиций по 2022 году на 6,7 процента.
Важно, что в структуре инвестиций выросли вложения в модернизацию и расширение производства и закупку нового оборудования. Имеется в виду, что росли опережающими темпами, нежели средний рост инвестиций.
Потребительский и инвестиционный спрос удовлетворяется растущим производством внутри страны. В целом промышленность за 11 месяцев выросла на 3,6 процента, а обрабатывающий сектор промышленности показал рост существенно выше – плюс 7,5 процента.
Видим рост выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе в подотраслях машиностроения. Это и производство электроники и электрооборудования, производство железнодорожных локомотивов, вагонов. Постепенно восстанавливается выпуск автомобилей. Весомый вклад внесли химический и металлургический комплексы. Устойчивым остаётся рост и в пищевой промышленности. При этом помимо промышленного производства высокими темпами росло строительство, что Вы отметили, туризм, транспортировка грузов.
Благодаря переориентации экспортных потоков на новые рынки мы при этом сохранили и высокие объёмы экспорта. У нас доля дружественных стран во всём экспорте во втором полугодии 2023 года превысила 80 процентов.
На фоне роста внутреннего спроса и структурной перестройки экономики серьёзным вызовом, как Вы отметили, стала инфляция. Основной всплеск у нас произошёл в конце лета – в начале осени на фоне в том числе и ослабления рубля. Но благодаря мерам Правительства и Банка России курс удалось стабилизировать, и по итогам года инфляция составила 7,4 процента, что даже несколько ниже нашего сентябрьского прогноза. В дальнейшем ускоренный рост цен на отдельные товары будет сдерживаться за счёт роста предложения и за счёт максимальной поддержки экономики предложения, той цели, которую Вы поставили на Петербургском экономическом форуме.
Ну и, конечно, задача на 2024 год сейчас для всех нас – это сохранить устойчивый рост доходов граждан, продолжить структурную перестройку экономики и расширять предложения отечественных товаров и услуг.
У меня всё. Спасибо.
В.Путин: Поясните даже не для участвующих в совещании коллег, а для широкой публики, что значит «первое место в Европе и пятое место в мире по паритету покупательной способности». Что это такое? Чтобы люди понимали, о чём идёт речь.
М.Решетников: Владимир Владимирович, у нас есть международные институты, для того чтобы сравнивать экономики, номинальные объёмы экономики. ВВП в каждой стране считает свой статистический орган. Возникает вопрос, как их приводить к единому знаменателю. И для этого используется определённый расчёт этого паритета покупательной способности. Иными словами, сравниваются уровни цен в каждой конкретной экономике, между собой, и делается расчётный курс рубля, условно, к доллару, по которому пересчитывается вот этот наш номинальный объём ВВП, который Росстат считает в рублях.
Он существенно отличается от номинального уровня, который есть, он ниже, потому что он сопоставляет цены на энергоносители, цены на продовольствие, цены на услуги, например на жильё, потому что где-то больше граждане арендуют жилья, где-то в собственности и так далее. То есть это достаточно сложная международная наука, это делают международные институты – Всемирный банк, МВФ делает, у них даже несколько методики отличаются и так далее, – но это действительно то, что позволяет к единому знаменателю привести экономики.
Так вот по этому показателю у нас экономика Российской Федерации в 2021 году обогнала экономику Германии. По итогам 2022 года мы это превышение за собой застолбили. И в принципе, если говорить шире, перед нами экономика Японии, у нас не такой большой с ними разрыв, и если дифференциал в темпах роста сохранится (экономика Японии растёт меньше 1 процента, мы рассчитываем на рост выше 2 процентов), то в принципе мы можем говорить о том, что в среднесрочном периоде, в течение трёх-четырёх лет, нам вполне по силам обогнать (и по сопоставимым размерам) японскую экономику.
Но здесь надо сказать, что снизу рейтинга, чуть ниже нас есть тоже активно растущие экономики наших основных торговых партнёров Юго-Восточной Азии, поэтому мы здесь находимся в конкуренции. Конечно, конкуренция, наверное, в рейтингах не самоцель, но тем не менее для нас это важный индикатор и наши международные партнёры тоже обращают на это внимание.
В.Путин: Это данные обоснованные, объективные, предоставляемые международными организациями?
М.Решетников: Да, Владимир Владимирович, это данные тех структур, которые сложно обвинить в какой-то приязни к нам. И скорее у нас возникают вопросы, все ли коллеги доучитывают и учитывают ли они последние оценки или они учитывают первые оценки и так далее. У нас есть вопросы, нам кажется, что мы там недооценены, но тем не менее весь мир пользуется этими данными, поэтому, да, это абсолютно объективные оценки.
В.Путин: Хорошо, спасибо. Мы понимаем (вчера с Михаилом Владимировичем обсуждали эти вопросы), какие у нас вызовы, с чем надо работать, на что нужно обратить особое внимание. Сейчас вдаваться в детали не будем, это мы с Вами сделаем на отдельных профильных совещаниях. Спасибо большое.
Теперь по поводу поездки на Дальний Восток. Вы знаете, что было много вопросов, которые люди задавали, и мы так или иначе с вами уже отдельные проблемы обсуждали. И прям сегодня, сейчас, со многими коллегами уже обменивались мнениями по поводу того, что и как мы должны сделать в ответ на запросы людей. Но, без всякого сомнения, мы должны вырабатывать эти решения, затем принимать их исходя из целесообразности, здравого смысла; они должны быть экономически и социально обоснованными, справедливыми с социальной точки зрения.
Давайте об этом поговорим. И я бы хотел попросить начать Чекункова Алексея Олеговича, Министра по делам Дальнего Востока и Арктики.
А.Чекунков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Правительство России приступило к выработке решений по всем вопросам, которые люди поднимали в ходе Вашей поездки на Чукотку и в Хабаровский край.
В Анадыре многодетная семья задала вопрос, который волнует многих родителей на Дальнем Востоке, о возможности распространения на Чукотку программы поддержки многодетных семей, которая с 2023 года реализуется в Приморском крае, когда при рождении третьего или последующего ребёнка семья может уменьшить ипотеку на 1 миллион рублей. Это действенная мера, она помогает многодетным семьям быстрее решить жилищный вопрос.
Выплата в 1 миллион рублей состоит из базовой части – 450 тысяч, которая с 2019 года действует во всей России, и дальневосточной надбавки в 550 тысяч, которая компенсируется региону из федерального бюджета. Эта надбавка начала действовать в Приморье с 2023 года, и в результате количество обращений многодетных семей за данной мерой выросло в три раза по сравнению с базовым 2019 годом. Количество рождений третьего и последующего детей увеличилось за год более чем на 3 процента.
Согласно Вашему указанию, данному на Чукотке, мы вместе с Минфином, Минтрудом проработали и готовы оперативно внести изменения в правила программы и распространить её действие не только на Чукотку, но и на другие регионы Дальнего Востока, где рождаемость в многодетных семьях ниже среднего по округу. Помимо Приморья и Чукотки это также Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатка и Магадан. Средства на 2025–2027 годы, необходимые для распространения программы, будут предусмотрены в госпрограмме развития Дальнего Востока. Выплаты будут производиться для семей, где третий или последующий ребёнок родится с 1 января 2024 года. Демографический эффект к 2026 году прогнозируется на уровне 3300 дополнительно рождённых детей в многодетных семьях.
По данному вопросу доклад окончен.
В.Путин: Хорошо.
Теперь что касается предоставления отсрочки использования льготной ставки по страховым взносам для резидентов ТОРов.
А.Чекунков: В Хабаровске директор медицинского центра, обращаясь к Вам (медицинский центр – это частное заведение, является резидентом территорий опережающего развития Бурятии), обратила внимание на необходимость донастройки системы льгот по уплате страховых взносов. Сейчас для компаний, которые начали проекты до 1 января 2023 года, льготный период начинается с даты вступления в ТОР, а основная нагрузка на бизнес ложится после ввода объекта в эксплуатацию, в то время как на этапе строительства данная льгота приносит меньше пользы, поскольку основной персонал ещё не нанят.
Для того чтобы сохранить конкурентоспособность условий ведения бизнеса на Дальнем Востоке, мы готовы оперативно подготовить изменения в законодательство, чтобы резиденты ТОР, такие как Бурятский клинический госпиталь и более 150 других компаний, к которым будет применима такая мера, могли более эффективно реализовывать новые проекты. Дадим им возможность ставить на паузу льготу по уплате страховых взносов на период строительства. Право на отсрочку получат резиденты ТОР, получившие данный статус с 1 января 2020 года.
Это сбалансированный подход. С одной стороны, поможет запустить проекты компаниям, которые столкнулись с вызовами, пандемией, санкциями, и при этом не создаст несправедливых условий для компаний, которые давно чрезмерно затянули проекты.
До 2030 года дополнительных расходов бюджета не потребуется, при этом возникнут дополнительные доходы, поскольку в период данной паузы компании, решившие поставить льготу на паузу, будут платить страховые взносы по полной ставке. По данному вопросу доклад окончен.
В.Путин: Максим Геннадьевич и Антон Германович, вы поддерживаете это решение?
М.Решетников: Да, Владимир Владимирович, мы считаем, что для Дальнего Востока уместно продление этой льготы, потому что получается, что завод ещё не запущен, производство ещё не начато, а срок льготы уже тикает, и это, конечно, существенно ухудшает экономику. Поэтому с точки зрения Министерства экономики это целесообразно сделать.
В.Путин: А с точки зрения Минфина?
А.Силуанов: Владимир Владимирович, мы поддерживаем это решение. Решение Вами было принято. Единственное, на что хотел обратить внимание: было сказано о том, что отдельные инвесторы затягивают проекты, а брали обязательства. Мне кажется, здесь надо чётче мониторить ситуацию с теми обязательствами, которые берут инвесторы, поскольку они получают льготы, и здесь, наверное, контроль со стороны государства, министерства должен быть усилен. А так поддерживаем. Спасибо.
В.Путин: Полностью согласен. Надо просто контролировать и, если сбой происходит, тогда принимать решение соответствующее. Согласен.
Теперь о поддержке строительства логистических комплексов.
А.Чекунков: Уважаемый Владимир Владимирович!
На Вашей встрече с бизнесом в Хабаровске много говорили о растущих товарных потоках в восточном направлении, росте трансграничной торговли. За прошлый год грузооборот автомобильных пунктов пропуска на Дальнем Востоке увеличился более чем вдвое, на 115 процентов, железнодорожных – вырос на 30 процентов, оборот контейнеров вырос на 22 процента.
Для обработки растущих грузов ведётся модернизация пунктов пропуска. До конца 2026 года в рамках государственных программ Минтранса России будут модернизированы 29 пунктов пропуска. В рамках развития всей транспортно-логистической отрасли на Дальнем Востоке реализуются 485 инвестиционных проектов общим объёмом почти 900 миллиардов рублей (893 миллиарда рублей). Из них уже вложено 284 миллиарда, 147 проектов введены в эксплуатацию. 80 процентов проектов как раз и реализуются в приграничных регионах.
Сейчас возникает необходимость создавать склады транспортные, торговые сервисы на территориях, прилегающих к пунктам пропуска, чтобы растущий товаропоток создавал больше добавленной стоимости для Дальнего Востока.
По Вашему поручению Правительство проводит работу по созданию нового пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и сопряжённого с ним транспортно-логистического узла в Хабаровске. Для поддержки создания транспортной и логистической инфраструктуры при пунктах пропуска мы задействуем механизм территорий опережающего развития: отберём земельные участки возле пунктов пропуска, распространим на них режим ТОР. Инвесторы в создании новых транспортно-логистических мощностей на таких участках получат все льготы резидентов ТОР, в том числе поддержку в создании необходимой инфраструктуры. Средства для этого предусмотрены в госпрограмме развития Дальнего Востока.
Уважаемый Владимир Владимирович, мы благодарим Вас за постоянное внимание к вопросам развития Дальнего Востока и Арктики.
Доклад окончен.
В.Путин: По поводу новых пунктов пропуска. Губернатор поддерживает это и бизнес тоже, им нужно товар тащить за сотни километров в Приморский край и ещё куда-то, поэтому нужно, конечно, это довести до конца, тем более что и наши партнёры с той стороны границы тоже просят об этом и поддерживают. Все заинтересованы, нужно наши бюрократические проблемы преодолеть, и как можно быстрее. Хорошо?
А.Чекунков: Есть.
В.Путин: Спасибо.
Денис Валентинович, по поводу субсидирования приобретения автомобиля для многодетных семей на Дальнем Востоке. Вы слышали, наверное, там люди ставят вопрос, чтобы материнский капитал использовать для этих целей. Но мы договорились, что подумаем о том, чтобы материнский капитал не трогать лишний раз, поскольку там есть свои риски, но сделать программу субсидирования приобретения автомобилей для многодетных семей.
Д.Мантуров: Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо большое за предоставленное слово.
Мы действительно внимательно наблюдали за тем, как у Вас шла дискуссия с жителями, представителями Дальнего Востока. Правительство оперативно отработало Ваше поручение и уже с понедельника, с 15 января, мы расширили программу льготного автокредитования на семьи с детьми из Дальневосточного федерального округа. Такой механизм поддержки хорошо работает в общероссийском масштабе. Он обеспечивает для участников СВО, людей с инвалидностью, а также работников медицинской, образовательной сфер 20-процентную скидку при покупке автомобилей. В регионах Дальнего Востока для всех этих категорий, и теперь многодетных семей, она составляет 25 процентов. При этом речь идёт только об автомобилях, произведённых на территории нашей страны. В бюджете уже предусмотрены необходимые средства на реализацию этой социально значимой программы. Владимир Владимирович, будем отрабатывать.
Если позволите, было ещё одно выступление от предпринимателей в части производства аэродромной, аэропортовой техники.
В.Путин: Регистрации.
Д.Мантуров: Да, регистрации, от производителя. Мы с ним связались и хотели бы предложить решение в части закона о самоходных машинах. Он сегодня не подразумевает регистрацию и учёт, но мы с Минтрансом договорились о том, чтобы откорректировать нормативную базу самого Минтранса с 1 марта и обеспечить эксплуатацию этой техники в пределах аэропортов. Но при этом в отношении ряда машин, которые выезжают на дороги общего пользования, для того чтобы провести обслуживание, соответствующий ремонт, мы предложили внести изменения в законодательство, в частности разрешить регистрировать такую технику в Гостехнадзоре. Коллеги из Минтранса и Минсельхоза, которым починяется Гостехнадзор, они курируют это направление, а также Международная ассоциация аэропортов нас подержали в этой инициативе.
Поэтому, Владимир Владимирович, если Вы поддержите, прошу по результатам сегодняшнего совещания дать поручение Минтрансу. Они готовы и отработают оперативно внесение в законодательство соответствующих изменений.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Я с удивлением узнал, что регистрацией аэродромной техники занималось Министерство сельского хозяйства. Действительно, так и есть?
Д.Мантуров: Да, это правда, потому что просто исторически начиналось это всё с регистрации тракторов и комбайнов, чтобы не перегружать в своё время, ещё в советское, ГАИ, занимался этим Минсельхоз, чтобы гаишники не ловили трактористов и комбайнеров по полям. Потом уже добавилась другая техника.
В.Путин: Задача гаишников – не ловить кого бы то ни было на дорогах, а обеспечить безопасность дорожного движения, понизить смертность на дорогах, снизить количество ДТП. Но это надо привести всё в нормальное состояние в соответствии со здравым смыслом и потребностями экономики и соответствующих отраслей.
Пожалуйста, я Вас прошу. Когда Вы доведёте до конца, Вы мне просто представьте окончательный вариант решения, когда решение состоится уже.
Д.Мантуров: Есть, Владимир Владимирович. Как только будут внесены в закон о самоходных транспортных средствах изменения, я тоже Вам доложу.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Виталий Геннадьевич, шла речь и о работе аэропорта на острове Кунашир. Там же совсем новый аэропорт, по-моему, построен. В чём там проблема?
В.Савельев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Если позволите, Владимир Владимирович, я бы доложил чуть шире по Дальнему Востоку, по развитию инфраструктуры.
Там два аэропорта были выделены – аэропорт Якутск и на острове Кунашир. У нас по итогам Вашей поездки уже началась работа над выполнением тех решений, которые Вы перед нами поставили. Я думаю, что в ближайшее время мы подготовим наши предложения по решению данных вопросов.
Я бы хотел сказать о том, что большое количество обращений было связано с доступностью авиаперевозок, и хочу отметить, что за 2023 год по дальневосточным маршрутам было перевезено более 10 миллионов пассажиров, что на 13 процентов больше, чем в 2022 году.
Мы наблюдаем стабильный рост пассажиропотока на Дальнем Востоке. За 10-летний период годовой рост объёмов перевозок составил более 5 процентов.
Большую роль в увеличении пассажиропотока исполняют наши традиционные программы субсидирования перевозок, Вы о них хорошо знаете. Это развитие региональной маршрутной сети, это обеспечение доступности воздушных перевозок для наименее защищённых категорий граждан (в основном это Дальний Восток) и это поддержка Единой дальневосточной авиакомпании «Аврора». В 2023 году общий объём поддержки по данным программам составил более 30 миллиардов рублей, из которых большая часть была направлена именно на дальневосточные перевозки.
Действие всех указанных программ субсидирования авиаперевозок будет продолжено в 2024 году, и суммарно на них выделено более 25 миллиардов рублей, из которых более 60 процентов будет направлено именно на перевозки на Дальнем Востоке.
Также продолжает реализацию своей программы группа «Аэрофлот», это «плоские» тарифы. Величина тарифа в одну сторону, как Вы знаете, 15 тысяч рублей авиакомпанией «Россия» и чуть более 17 тысяч рублей в одну сторону авиакомпанией «Аэрофлот». «Россия» и «Аэрофлот» в целом закрывают проблему по «плоским» тарифам дальневосточных перевозок.
В 2023 году в Дальневосточном федеральном округе перевозки осуществляло 32 авиакомпании. И по итогам года перевезено 2,3 миллиона пассажиров. Я отмечу, что 75 процентов перевозок выполнено авиакомпаниями, входящими в Единую дальневосточную авиакомпанию «Аврора». Авиакомпания «Аврора» наращивает провозную ёмкость и демонстрирует свой стабильный рост с 2021 года во многом именно благодаря программе субсидирования маршрутов.
План перевозок в Дальневосточном федеральном округе и для дальнейшего стимулирования, чтобы перевезти до 4 миллионов пассажиров, Минтрансом России в соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, разработан соответствующий проект комплексного плана по развитию воздушных перевозок, и в данной ситуации мы его подготовили. Туда вошли предложения регионов Дальнего Востока, и проект комплексного плана в настоящий момент проходит процедуру межведомственного согласования.
Для обеспечения транспортной связанности территорий, сохранения высоких стандартов обслуживания жителей Дальнего Востока особое внимание мы уделяем именно развитию инфраструктуры. Всего на территории Дальневосточного федерального округа расположено 80 аэродромов, из которых 11 являются международными, и 463 посадочные площадки. В текущем году планируем ввести в эксплуатацию 6 объектов – это 4 взлётно-посадочные полосы в Охотске, Беринговском, Мирном и Полярном, а также 2 объекта инфраструктуры в Магадане и Олёкминске.
Относительно Вашего вопроса по Якутску и Кунаширу я бы хотел прояснить ситуацию. Отдельно остановлюсь более подробно. В прошлом году мы завершили все необходимые мероприятия по модернизации инфраструктуры аэропорта Якутск. Выполнен огромный объём работ, реконструирована бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 3400 метров, рулёжные дорожки, перрон, обновлено оборудование, теперь аэропорт может принимать широкофюзеляжные суда, а жители будут летать на большие расстояния без дополнительных пересадок. По результатам 2023 года в аэропорту Якутск обслужен почти миллион человек, что показывает рост пассажиропотока по отношению к 2022 году. В ноябре 2024 года аэропорт перейдёт на вторую категорию захода на посадку, что позволит принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях, в первую очередь в туман. Финансирование указанных работ федеральным бюджетом предусмотрено.
Минтрансом России осуществляется строительство и реконструкция объектов, связанных только с обеспечением взлёта и посадки воздушных судов. Строительство аэровокзальных комплексов, о чём также был вопрос, исходя из возможностей извлечения прибыли, осуществляется за счёт оператора аэропорта. Хочу сказать, что аэропорт Якутск является коммерческим предприятием и находится в собственности у республики.
Несколько слов про аэродром Южно-Курильска, расположенный на острове Кунашир. Аэропорт показывает также стабильный рост пассажиропотока, за прошлый год перевезено более 57,5 тысячи пассажиров, это на 8 процентов больше уровня 2022 года. За период с 2006 по 2011 год были выполнены работы по замене плит, удлинению полосы и установки светосигнального и метеооборудования, был построен перрон и здание для сотрудников и пассажиров. В ходе Вашей поездки с предпринимателями Дальневосточного федерального округа отмечался большой процент отменённых рейсов, связанных с погодными условиями. И здесь я хочу сказать, что к 2025 году эта проблема будет решена, мы сейчас этим занимаемся. Мы оснастим аэропорт светосигнальным оборудованием по первой категории захода на посадку. Финансирование данных работ предусмотрено Госкорпорацией по организации воздушного движения Росавиации. Данные мероприятия позволят принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях, что значительно повысит возможности аэропорта по принятию и отправке пассажирских рейсов.
Я бы хотел чуть шире, Владимир Владимирович, предложение внести по аэропортам. У нас в стране к 2030 году в эксплуатации будет 241 аэродром, из которых на сегодняшний день уже 228 – это действующие аэродромы, из которых 111 аэродромов подлежат реконструкции и капитальному ремонту до 2030 года. На всё это нам необходимо 383 миллиарда рублей. Часть этих денег, которые нам требуются, мы будем решать за счёт механизма государственно-частного партнёрства. По поручению Михаила Владимировича мы уже сделали три аэропорта: аэропорт Шереметьево, Новый Уренгой и Благовещенск работают по этому механизму.
Тем не менее мы хотели бы предложить, если Вы поддержите, создать фонд (мы продумаем механизм создания этого фонда) именно для капитального ремонта и реконструкции аэродромов, потому что такой объём финансирования требуется. У нас есть варианты, когда часть аэродромной инфраструктуры будет по техническим причинам требовать ремонта, либо мы её должны будем закрывать.
Если Вы поддержите, то мы в ближайшее время подготовим такие предложения, которые позволят по принципу дорожного фонда финансировать именно инфраструктуру аэродромов.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В заключение я хочу добавить, что стратегически важным для нас является Дальневосточный регион. Мы занимаемся им на постоянной основе. Мы приложим все усилия для раскрытия его транспортного потенциала.
Доклад окончен, благодарю за внимание.
В.Путин: Фонд для строительства и реконструкции аэродромной системы – возможный проект. Надо над этим просто поработать, понять источники финансирования. А так, в целом это правильно, согласен. Хозяйство большое, нужен постоянно действующий надёжный источник. Спасибо большое.
Денис Валентинович, мы обсуждали с Вами совсем недавно вопрос, связанный с малыми судами на воздушной подушке, по-моему, для перевозки пассажиров в Анадырь через залив. Об этом не сказали ничего.
Д.Мантуров: Извините, Владимир Владимирович.
Вы поставили задачу подготовить предложения, как обеспечить транспортировку жителей с одной стороны на другую по заливу, особенно в период межсезонья, когда и суда не ходят, и ещё лёд не устоялся.
Мы отработали, и с администрацией Анадыря, с Чукоткой пришли к предложению закупить четыре «Севера» (это амфибии) и «Фантом». Они просто чуть-чуть разного размера. Мы с коллегами определили, что было бы для них оптимально.
Поэтому если поддерживаете, то мы оперативно запустим сейчас производство, закупим, обеспечим поставку. И уже регион будет это эксплуатировать, обеспечивать транспортировку населения. В общей сложности 5000 человек, 300 человек в день на этот период. Регион считает, что это будет самое оптимальное решение.
В.Путин: Сколько стоит?
Д.Мантуров: Примерно 120 миллионов рублей будут стоить все эти пять машин.
В.Путин: Деньги есть?
Д.Мантуров: Найдём, Владимир Владимирович, решим задачу.
В.Путин: А когда они будут изготовлены?
Д.Мантуров: Это занимает от шести до семи месяцев, мы предварительно уже отработали с производителями, поэтому потребуется определённая корпоративная процедура нормативная, мы быстро отработаем, и предприятия начнут изготавливать. К началу периода, когда это потребуется, успеем поставить.
В.Путин: Сколько по времени примерно?
Д.Мантуров: Шесть месяцев, максимум семь месяцев.
В.Путин: А когда они появятся? Через семь-восемь месяцев будут уже?
Д.Мантуров: Я считаю, Владимир Владимирович, что к августу мы должны постараться поставить уже непосредственно.
В.Путин: Ладно. Хорошо, хорошо.
Д.Мантуров: Будем стараться делать.
В.Путин: Хорошо.
Марат Шакирзянович, мы с Вами тоже обсуждали эту тему, это такое некапитальное решение вопроса, но есть и капитальные, возможно, они, правда, недешёвые, но тем не менее. Вы посмотрели? Что там возможно с мостами? Кстати говоря, и про Якутск – что та