Муниципальное образование "Карсунский район" Ульяновской области
Официальный сайт

Встреча с выпускницами Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков

Автор: АМО "Карсунский район&...
В канун 8 Марта Президент посетил Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова и встретился с его выпускницами.
Встреча с выпускницами Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.

Перед началом встречи Владимир Путин вместе с Министром обороны Сергеем Шойгу, полномочным представителем Президента в ЮФО Владимиром Устиновым и губернатором края Вениамином Кондратьевым осмотрел учебно-тренировочный комплекс. В одном из классов главе государства продемонстрировали работу авиационных тренажёров. Пояснения давал начальник учебного заведения Анатолий Юдин.

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков ведёт свою историю с 1938 года. В настоящее время здесь осуществляется подготовка лётного состава по пяти военным специальностям высшего образования для оперативно-тактической, дальней, военно-транспортной и морской авиации. С сентября 2017 года учебное заведение приступило к обучению курсантов-девушек.

* * *

В.Путин: Наша встреча проходит в необычном, честно говоря, формате – с девушками-лётчицами – и, разумеется, в преддверии 8 Марта.

Хочу вас всех поздравить с наступающим праздником. Хороший, весенний праздник, очень добрый. Желаю вам и успехов по службе, и семейного счастья. Уверен, что всё у вас получится, потому что вы люди с характером. Целенаправленно действуете, идёте к своей цели.

Смотрите также

Участники встречи с выпускницами Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова

7 марта 2024 года

Мне Сергей Кужугетович [Шойгу] рассказывал, как осуществлялся первый набор. Не знаю, здесь присутствует эта девушка или нет? Не получилось у одной из будущих курсанток поступить – так она палатку здесь разбила, перед воротами. Такое отношение к жизни, к будущей профессии действительно многого стоит. Уверен, что с таким настроем у вас всё получится. Первое.

Второе. Женщины в профессии показывают результаты по очень многим направлениям, и неслучайно, потому что кроме общей хорошей подготовки для женщин свойственно тщательное отношение к проработке всех мелочей, связанных с профессией. Девушки демонстрируют очень ответственное отношение к делу, которое им поручено, которым они занимаются. И в целом это даёт возможность добиваться хороших результатов.

Уверен, что и в вашем случае результаты будут. Тем более что вы окончили такое учебное заведение, с которым много связано для нашей страны, для наших Вооружённых Сил. Достаточно вспомнить только период Великой Отечественной войны. Выпускники вашего училища стали прототипами многих книг, художественных произведений, фильмов и даже оперы. Много Героев Советского Союза, России, уже даже некоторых других стран, где наши лётчики принимали активное участие в боевых действиях. Тысячи, именно тысячи, танков противника уничтожены, самолётов, орудийных расчётов. 20 таранов было совершено во время [Великой Отечественной] войны выпускниками вашего училища. Это героическое учебное заведение. Уверен, что и вы продолжите замечательную традицию этого лётного училища.

Конечно, для человека непосвящённого авиация – это прежде всего романтика неба. Но вы, наверное, уже это почувствовали, что кроме романтики, – а здесь тоже, конечно, без этого не обойтись, это есть, это присутствует. Вот сейчас… Катя Вас зовут, да?

Е.Батталова: Гвардии лейтенант Батталова.

В.Путин: Она сейчас пилотировала, было слышно прямо, что собрана. На своём месте человек: занимается с удовольствием тем делом, которому она решила посвятить свою жизнь, которому вы все решили посвятить свою жизнь.

Что хочу этим сказать? Наверняка присутствуют элементы романтики неба, но это требует хорошей профессиональной подготовки, серьёзного отношения к делу. Это большая работа: нужно знать технику, уметь ей управлять – большая, ответственная работа. Хочу вам пожелать всего самого доброго.

У нас и сегодня наши женщины, девушки молодые в зоне специальной военной операции несут службу, причём по разным направлениям, и везде служат Родине достойно.

Ещё раз поздравляю вас с наступающим, приближающимся праздником и желаю вам всего самого доброго.

Если есть что-то, что вы хотели бы обсудить, я в вашем распоряжении. Пожалуйста.

В.Касилович: Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Разрешите, прежде чем задать вопрос, пользуясь случаем, поблагодарить Вас и руководство Минобороны России за предоставленную нам, простым девушкам, возможность стать военными лётчиками Воздушно-космических сил России.

2023 год стал для нас особенно важным. Самое запоминающееся событие для нас – это выпуск из Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. А какое событие в 2023 году для Вас стало самым ярким и запоминающимся?

В.Путин: Вы знаете, моя жизнь состоит из бесконечного числа различных событий и мероприятий. Иногда сравниваю это с водопадом: стоишь под водопадом – льёт бесконечно.

Даже тогда, когда я нахожусь рядом со своими близкими, я стараюсь не подавать вида и, наоборот, делаю такой вид, что всё нормально, мы отдыхаем. Но я знаю, что через пять минут мне должен позвонить такой-то, через десять минут я должен позвонить туда-то, а через полчаса произойдёт такое-то событие и я должен понять, что произошло, и, если потребуется, как-то на это отреагировать или скорректировать что-то. Поэтому это такая череда событий.

Но, конечно, так же как и для страны в целом, и для меня, и для вас, думаю, всё самое яркое, самое значимое происходило на поле боя – в зоне специальной военной операции. Затем, конечно, очень много вопросов, связанных с экономикой, с её поддержанием, с развитием, с обеспечением темпа роста экономики. Это база, на которой строится всё, вся наша жизнь – и социальная жизнь, и военные наши успехи опираются на базовые показатели в экономике, в реальном секторе промышленности. Поэтому всё в основном там.

Наиболее яркие события – это, конечно, встречи с нашими ребятами или с женщинами, с девушками нашими, которые служат в зоне СВО, или с членами их семей. Откровенно говоря, стараюсь эмоций не показывать, но всё равно эти события, эти встречи носят наиболее яркую эмоциональную окраску. Так что всё связано, как и у вас, как и у подавляющего большинства наших граждан, с этими событиями.

Е.Федотова: Товарищ Верховный Главнокомандующий, разрешите вопрос? Лейтенант Федотова.

Вы летали и даже лично пилотировали многие типы летательных аппаратов, а недавно совершили полёт на стратегическом ракетоносце Ту-160М. Расскажите, пожалуйста, какие впечатления оставил у Вас этот полёт и есть ли у Вас в планах освоение других современных самолётов?

В.Путин: Сейчас только были на тренажёре с товарищем лейтенантом – это тоже впечатления определённые. Но пилотировал… Знаете, я, если так, по-настоящему, пилотировал только «этажеркой», летал вместе с журавлями, если Вы обратили внимание, – помните, было несколько лет назад. Но это не тренажёр, там действительно я пилотировал, это правда.

Но и там надо было учиться, потому что небо – дело серьёзное. Кто как не вы знаете об этом. Летали мы невысоко, я летал тоже невысоко – где-то 400 метров. Как ветер подует – сразу его трясёт. Это не тренажёры, 400 метров – это высоковато. Вот там я пилотировал.

А всё остальное, на чём я летал, – это на штурмовике Су-25, потом на истребителе Су-27, потом на Ту-160, потом на Бе-200, когда пожары тушили. Ничего я не пилотировал, естественно. Хотя это было всё полезно, интересно, надо было понять, что это такое. Всегда надо понимать, что это такое, руками потрогать, тогда лучше будешь ориентироваться в том, что происходит.

Мне кажется, самая тяжёлая служба, – мне так кажется, не хочу никого обидеть, – это у штурмовиков. Перегрузки! Просто не понимаю, как там ребята управляют самолётом, потому что вверх-вниз, удары-то наносятся визуально, когда наблюдают визуально цель, снижаются резко, а потом так же резко поднимаются. Настолько перегрузка большая, что эффективно двигаются только кисти рук и пальцев. Как они управляют машиной – не понимаю.

Единственный элемент управления, можно сказать, был на Су-27, когда командир предложил мне сделать «бочку». Это я сделал сам. Правда, он говорил: «Я передаю управление и плавно, резких движений делать не нужно, рычаг управления вправо передвигайте, и мы с вами сделаем бочку». Это сделал сам, это правда. Перевернулись спокойно, машина очень мощная. Но он так и сказал: «Машина мощная, очень послушная, управляемая, спокойно делайте». Так что это сделал сам.

На Ту-160 мы пять часов летали, по-моему, примерно. Это было в 2005 году. Это восторг. Конечно, это тоже особые ощущения, особенно с незаметным переходом на сверхзвук. Даже не слышно этого щелчка. На земле слышно, а в самолёте не слышно.

А последний полёт [на Ту-160М] и не планировался, потому что Министр [обороны Сергей Шойгу] говорит: «Нельзя Вам летать, потому что мы ещё не приняли эту машину». А промышленность говорит: «А мы ещё не сдали». Но, когда мы пришли на предприятие [Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова] и осмотрели, командир корабля мне сказал: «Владимир Владимирович, мы готовы. Через два часа можем быть в воздухе. Предлагаю Вам попробовать». Я говорю: «Хорошо. Но через два часа я не могу. Существует график работы, протокольные встречи. Давай завтра». Он говорит: «Будем готовы». Вот мы с ним сели и полетали.

Интересно было сравнить, что произошло с машиной с того времени, когда я на ней летал в 2005 году. И действительно: многое изменилось – это практически новая машина. Экипаж мне рассказал о том, что там нового, – практически всё новое, авионика вся новая. Командир мне предложил двигатели запустить, кнопочки понажимал, ещё что-то такое поделал. Было полезно всё это посмотреть.

Эта модернизация была проведена по инициативе Министра обороны. У нас были разные предложения на этот счёт. Были предложения, связанные с тем, что мы эту тематику закрываем, открываем совсем новую. Но, скорее всего, был бы разрыв в наличии у нас боеспособного звена стратегической авиации.

Думаю, что мы приняли правильное решение, у Министра было правильное предложение. Мы фактически создали новую машину, такой машины нет в мире – сверхзвуковой, на таких скоростях работающей. Машина стратегической авиации способна нести ядерное оружие. Таким образом мы поддержали нашу ядерную триаду.

Вот ещё что. На тренажёре пробовал пилотировать, действительно, пробовал. Товарищ лейтенант предложила попилотировать, я говорю: «Нет, у Вас лучше это получится». А я пробовал пилотировать вертолёт. Мне кажется, это самое сложное в пилотировании. Там просто миллиметр ручки – машина куда-то заваливается, куда-то перелетает, влево-вправо, точку посадки найти сложно. Мне кажется, что это самая сложная вещь из пилотирования летательных аппаратов.

Кроме, конечно, того, на чём я реально пилотировал, летая с журавлями. Там просто реальная ситуация была. Это тренажёр, но это сложная работа, очень сложная работа, там всё до миллиметра. Поэтому армейская авиация, выполняющая сегодня очень серьёзные, очень нужные нам задачи на поле боя, она, конечно, достойна самой высокой оценки и уважения. Вот, пожалуй, и вся моя авиационная история.

Но, почувствовав всё это и полетав на разных летательных аппаратах, конечно, могу сказать, что это вроде как мужская работа, но тем не менее она, конечно, и для девушек, для женщин доступна. И вообще, считаю, что нет таких профессий, где не могли бы работать или добиваться успехов женщины. У нас девушки везде работают и добиваются успехов. Правда, в морской авиации, торпедоносной, ракетоносной авиации женщин пока не было. Всё-таки это связано с особым риском, и надо девушек поберечь, мне кажется.

Пожалуйста.

Я.Васина: Товарищ Верховный Главнокомандующий, разрешите обратиться? Лейтенант Васина.

Россия была и остаётся великой авиационной державой. Начиная со времён капитана Нестерова, Валерия Павловича Чкалова и по настоящее время военные лётчики своим мужеством и отвагой прославляют нашу Родину. Но первые шаги в небо делаются в стенах лётного училища. И мне, как лётчику, хотелось бы узнать Ваше мнение о подготовке лётчиков и о будущем учебной авиации.

В.Путин: Мне здесь очень сложно что-то рекомендовать. Но что я точно знаю, и мы с руководством Министерства обороны когда-то это обсуждали: нужны тренажёры – современные, эффективно работающие. И конечно, нужны инструкторы, которые могут это делать.

Так понимаю, что на сегодняшний день проблем у нас с наличием тренажёров нет, а если есть, то они решаются. Во всяком случае, у нас есть всё необходимое для того, чтобы они были в наличии, и высокого качества. По некоторым тренажёрам, думаю, мы даже наших конкурентов обыграли уже – они у нас достаточно эффективные.

А Вы чем сейчас занимаетесь, после окончания?

Я.Васина: Я служу на Дальнем Востоке, город Хабаровск, на Ту-154.

В.Путин: Когда Вы сами проходили подготовку, Вам что казалось, что нужно было бы добавить с точки зрения подготовки лётчика?

Я.Васина: Безусловно, тренажёр. Я считаю это неотъемлемой частью подготовки. Без него можно освоить, но с ним было бы намного легче.

В.Путин: А Вы учились без тренажёра?

Я.Васина: Не приходилось пока летать на тренажёре именно Ту-154.

В.Путин: А, именно на Ту-154, понятно. Согласен. То есть нужно тогда, Сергей Кужугетович, подумать над тем, чтобы были тренажёры на все типы самолётов, на которых девушкам и ребятам придётся дальше работать и воевать.

С.Шойгу: Владимир Владимирович, Ту-154 – это машина, которая не выпускается уже много лет.

В.Путин: Да, понимаю. Имею в виду и другие машины.

С.Шойгу: А другие машины – тут абсолютно правильно. Надо делать тренажёры Ту-214, которые сейчас у нас из этого класса самолёты. В связи с Вашим решением сейчас восстанавливается, появилось Ту-96 – там нужны тренажёры. Поэтому у нас решение [такое]: каждая партия самолётов, особенно учебных самолётов, идёт в одном заказе с тренажёрами.

В.Путин: Давайте сделаем это обязательно, надо закладывать это обязательно в гособоронзаказ. Это очень важно. Товарищ лейтенант спросила, как я и на чём летал. Вы знаете, это важно, это действительно имеет значение. Потому что на одном типе самолёта педали двигаются одним образом, а на других типах самолётов – по-другому, и эта мелочь может иметь значение при пилотировании. Это действительно важно.

К сожалению, у нас были и ошибки, которые приводили к трагедиям, когда экипажи пересаживались с одного типа похожего самолёта на другой похожий, а там немножко по-другому работают агрегаты.

С.Шойгу: Вы имеете в виду Як-40, Як-42?

В.Путин: Да. Поэтому это правильная вещь. Обязательно обратим на это внимание. Вы правы.

Я.Васина: Спасибо.

В.Путин: Да, пожалуйста.

Д.Игнашева: Товарищ Верховный Главнокомандующий!

У Вас очень интенсивный рабочий график, включающий в том числе постоянные длительные перелёты. Скажите, пожалуйста, какой у Вас был самый продолжительный перелёт и как с таким загруженным графиком у Вас получается поддерживать себя в такой отличной физической форме?

В.Путин: Что касается физической формы, сейчас скажу.

Перелётов длинных, продолжительных было много, не помню сейчас, но, наверное, в Латинскую Америку куда-то мы летали, в Мексику – такие перелёты, через океан. Хотя Вы знаете, у нас иногда от одной точки России до другой долетаешь дольше, чем через океан. Большая страна, над ней солнце не заходит никогда.

Много приходится проводить времени в самолёте. Был момент какой-то, уже не помню, когда точно, у меня сложилось впечатление, что я живу в самолёте. Да, да.

А что касается физической формы, всегда отвечаю единообразно, и здесь ничего такого особенного нет, всё время говорю: спортом, спортом надо заниматься. И как бы рекомендую всем другим это делать – и рекомендую всем заниматься спортом, это так и есть.

Больше того, мы, – если Вы обратили внимание, говорил об этом недавно, – и налоговые вычеты даже будем делать для людей, которые постоянно занимаются спортом и сдают нормы ГТО. Соответствующим образом будем относиться, помогать людям, которые сами заботятся о своём здоровье.

Поэтому действительно спорт – это самое главное средство поддержания формы. Но, как бы само собой разумеется, просто, честно говоря, стараюсь не говорить об этом, хотя, наверное, об этом и нужно говорить: я практически исключаю алкоголь. Но уж точно стараюсь не употреблять крепких напитков.

Очень хорошая процедура, – вам, как офицерам, это важно, – это закаливание. Правда. Горячий и холодный душ или контрастные ванны – самое эффективное средство закаливания. Помню, знаете, когда пацаном был ещё, жил в Ленинграде, у нас там… у нас и ванны-то не было в коммуналке, но тем не менее я выходил во двор зимой и обтирался снегом, пацаном был ещё.

Я к чему? К тому, что, если есть желание, всегда можно найти возможность добиваться нужного результата. А забота о своём здоровье – это важное дело: имеет не только личное, но и государственное измерение. Так что желаю вам быть здоровыми, красивыми и успешными.

Да, пожалуйста.

Ю.Закалюкина: Лейтенант Закалюкина.

Как бы Вы отнеслись к тому, если бы командиром экипажа самолёта «борт номер один» была бы женщина?

В.Путин: Во-первых, должен вам сказать откровенно, я не подбираю экипажи самолётов, на которых летаю, – это делает соответствующее руководство определённых авиационных служб. Но они все люди заслуженные, очень опытные, преданные своему делу, высокопрофессиональные – здесь у меня сомнений никаких нет. Несколько раз мне приходилось в этом убедиться.

Так, по большому счёту в выдвижении на какие-то должности – не только в армии, а вообще в целом, и в народном хозяйстве, где угодно – думаю, мы всё-таки должны руководствоваться не гендерными принципами, а деловыми. Если человек достоин, если он показывает результаты в своей работе, значит, ни в коем случае нельзя по тем же самым гендерным принципам зажимать: ну, женщин не надо куда-то выдвигать, у неё семья, дети, у неё своя жизнь должна быть. Это неправильный подход.

С другой стороны, думаю, неправильно, когда обязательно нужно, чтобы такой-то процент женщин у нас был в таких-то сферах: в управлении – столько-то процентов, в парламенте – столько-то процентов, в местной администрации – столько-то процентов, в армии – столько-то процентов. Не по процентам надо о человеке судить, а по личным и деловым качествам, по его отношению к делу.

Поэтому, если будет какой-то выбор и женщина будет себя показывать должным образом при определении на любое место, на должность, на движение по карьерной лестнице, конечно, здесь никаких ограничений быть не может.

К.Жданова: Разрешите обратиться?

В.Путин: Пожалуйста.

К.Жданова: Лейтенант Жданова.

Какие пожелания Вы хотели бы передать в преддверии Международного женского дня женщинам, девушкам, которые выполняют свои обязанности, поставленные перед ними задачи в зоне специальной военной операции?

В.Путин: Как можно быстрее вернуться домой. Желаю им счастья, личного счастья, успехов – и боевых успехов, и успехов в личной жизни. Говорю это совершенно искренне.

Сказал, что желаю им быстрее вернуться домой. Но я знаю и другое. Это касается и военнослужащих, это касается гражданских лиц. Для примера скажу о журналистах, о военных корреспондентах: вижу в том числе девушек, они на переднем крае прямо функционируют, исполняют свой журналистский долг. И я дал указание руководителям основных каналов их оттуда убрать. Зачем подвергать опасности женщин?

Это к чему привело? Они взяли отпуск и поехали туда сами. Больше того, мне руководители телевизионных каналов сказали, что они готовы уволиться, но они туда всё равно поедут. То же самое касается многих других женщин, которые выполняют боевые задачи там, – просто знаю это, я с ними общался. Они считают своим долгом быть там: они служат Родине, это их призвание, это внутренний жизненный порыв.

Так, кстати, было во многих других наших исторических ипостасях, в том числе, скажем, во времена событий в Афганистане. У меня есть личные примеры: знаю таких людей, таких женщин, которые считали, что они должны быть там, и всё. Но тем не менее я хочу, чтобы они как можно быстрее вернулись домой к своим семьям, к своим обязанностям в этой сфере.

Но, безусловно, я всем им очень благодарен за то, что они делают, и за то, как они относятся к своей службе, к своей работе, к служению Отечеству, и желаю им счастья.

М.Кузина: Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Лейтенант Кузина.

Мы глубоко осознаём всю сложность военно-политической обстановки и нынешнего исторического периода. Как и более 80 лет назад, нацизм поднял голову и пытается повелевать миром. Разрешите от имени выпускников и всех военнослужащих Вооружённых Сил выразить Вам поддержку и глубокую признательность.

Уважаемый Владимир Владимирович! Вы можете рассчитывать на офицерский корпус Российской Федерации. Мы Вас не подведём.

В.Путин: Я и не сомневаюсь. Офицерский корпус России всегда, – хочу это подчеркнуть, всегда, – на всех исторических переломах, во все исторические этапы демонстрировал высочайшую преданность Родине, Отечеству и своему долгу. Благодаря этим качествам наших офицеров Россия всегда добивалась результатов и всегда выходила победителем из всех тяжелейших испытаний.

Но когда военнослужащие говорят: «Мы Вас не подведём», – я слышу: «Мы Родину не подведём». А я, как Верховный Главнокомандующий, хочу Вам ответить: «Благодарю за службу».

Пожалуйста, какие ещё вопросы? Вы все удовлетворены тем, как Вы трудоустроены после окончания училища? Может быть, есть какие-то пожелания, какие-то вопросы? Или нужно, чтобы Министр, начальство не слышали? Нет? Всё нормально у Вас?

Реплика: Да, всё хорошо.

В.Путин: Хочу пожелать Вам успехов тогда. С наступающим праздником, с наступающим 8 Марта!

Всего доброго, всего хорошего.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie