Муниципальное образование "Карсунский район" Ульяновской области
Официальный сайт

Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума

Автор: АМО "Карсунский район&...
Владимир Путин принял участие в пленарном заседании XXVI Петербургского международного экономического форума.
Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума.

В сессии также участвовал Президент Алжирской Народной Демократической Республики Абдельмаджид Теббун.

Модератор дискуссии – политолог, историк, ведущий Первого канала Дмитрий Саймс.

Петербургский международный экономический форум проводится ежегодно начиная с 1997 года. За это время он завоевал статус ведущей мировой площадки для обсуждения ключевых вопросов глобальной экономики.

В 2023 году ПМЭФ проходит под девизом «Суверенное развитие – основа справедливого мира. Объединим усилия во имя будущих поколений».

* * *

Д.Саймс: Дамы и господа!

Рад приветствовать вас на Петербургском форуме, на пленарном заседании, где у нас будут два очень важных и интересных выступления – Президента России Владимира Владимировича Путина и Президента Алжира Абдельмаджида Теббуна.

Что касается Президента Алжира, я позже представлю его отдельно.

А что касается Президента Путина, я думаю, что представлять его не надо, причём не только в этой аудитории, но и в какой бы то ни было другой. Как бы кто ни относился к его деятельности, эта деятельность вызывает сильные эмоции во всём мире. Президент Путин универсально рассматривается исторической фигурой, решения которого оказывают большое, я бы даже сказал, огромное влияние на судьбы России и более широко – на будущее всего человечества.

Владимир Владимирович, Ваше слово.

В.Путин: Дорогие друзья! Уважаемый господин Президент! Дамы и господа!

Прежде всего хочу поприветствовать нашего гостя – Президента Алжирской Республики – [и поблагодарить] за то, что он нашёл время и приехал к нам на наше сегодняшнее мероприятие. Господин Президент, спасибо большое.

Уважаемый господин Президент, обращаюсь и к другим нашим гостям – к иностранным: конечно, моё выступление будет прежде всего посвящено развитию России, нашим планам по самым разным направлениям, но я исхожу из того, что это и для вас представит определённый интерес, потому что многие из вас либо работаете уже в нашей стране, либо собираетесь работать. И надеюсь, вам небезразлична наша оценка того, как складываются у нас дела и что мы собираемся делать в ближайшее время, чтобы понять, стоит ли с нами иметь дело.

Надеюсь, что и господину Президенту будет небезынтересно. Прошу прощения, если это в каких-то местах будет обращено исключительно к российской аудитории. Тем не менее всё-таки то, что мы делаем в своей экономике в сегодняшний момент, на мой взгляд, может быть применимо и в других странах. И это будет только усиливать возможности нашего взаимодействия.

Итак, ещё раз хочу поприветствовать всех участников и гостей 26-го международного экономического форума в Петербурге.

Выступая с этой трибуны в прошлом году, изложил своё видение тех вызовов, с которыми столкнулась Россия, да практически и весь мир, и подробно остановился тогда на наших действиях, призванных обеспечить уверенное, долгосрочное, суверенное развитие страны.

Напомню, именно второй квартал прошлого года стал самым трудным для нашей экономики, для отечественного бизнеса, когда стремительно менялись обстоятельства, привычный порядок торговли, расчётов, логистики, когда по сути перекраивалась вся ткань деловой, хозяйственной жизни.

Сегодня, уважаемые коллеги, дамы и господа, друзья, можно уверенно сказать: стратегия, выбранная тогда и государством, и бизнесом России, сработала. Позитивные макроэкономические тенденции набирают обороты и силу.

В апреле текущего года валовый внутренний продукт вырос на 3,3 процента в годовом выражении, а по итогам года он прибавит более процента. Так, во всяком случае, считает МВФ – 0,7 процента. Но, на мой взгляд, я согласен с теми нашими экспертами, которые полагают, что рост всё-таки будет побольше: где-то до полутора, а может быть, даже под два процента. Это позволит нашей стране сохранить место в числе ведущих экономик мира.

В апреле отмечен рост в промышленности и в розничной торговле. Причём объём выпуска в обрабатывающих отраслях за январь – апрель превысил прошлогодние значения на 2,9 процента. И здесь напомню, что именно эта сфера оказалась под сильнейшим ударом из-за разрыва кооперационных связей и цепочек.

Что позволило нам обеспечить такие результаты, о которых я только что сказал? Ведь ещё год назад настроения, в том числе и в наших предпринимательских кругах, были весьма и весьма настороженными. И, честно говоря, мало кто предугадывал, как будут развиваться события. В таких условиях принципиально важно было дать бизнесу точку опоры, укрепить доверие к проводимой политике, подчеркнуть незыблемость фундаментальных рыночных институтов, свободы предпринимательства и гарантий защиты собственности.

Именно поэтому, выступая в прошлом году на форуме, сформулировал наши ценностные подходы к развитию экономики в новых условиях и на долгосрочную перспективу. Хочу сказать, что то, что было сказано в прошлом году (мы с вами понимаем: то, что я говорил, это же результат нашей коллективной работы – и Правительства, и Администрации, экономического блока Правительства), всё, о чём я говорил, и всё то, что мы подготовили, а потом реализовывали в ходе своей практической деятельности, сработало.

И вот почему. О чём идёт речь?

Первое. Мы сохранили ответственную, сбалансированную бюджетную и денежно-кредитную политику. Их эффективная комбинация позволила выйти на минимальные значения безработицы, а также инфляции, которая сейчас в России ниже, чем во многих западных странах: и в еврозоне, и в других регионах, – и близка к историческому минимуму: составляет 2,9 процента. Безработица – 3,3 процента, такой низкой она ещё не была никогда в нашей истории.

Что важно: устойчивая макроэкономическая ситуация стала нашим конкурентным преимуществом, действенным фактором развития. Должен сказать, что во внутриполитической дискуссии в прежние годы раньше слышали много упрёков в адрес Правительства, руководства страны: чего мы хватаемся за эти макроэкономические показатели – нужно действовать смелее там, там. Практика показала, что мы не зря добивались этой макроэкономической устойчивости.

Используя бюджетные механизмы и денежно-кредитные инструменты, мы поддержали спрос в экономике, а значит, обеспечили работой предприятия и компании и при этом не допустили раскачки цен.

Будем и дальше выстраивать нашу макроэкономическую политику с учётом реальной ситуации и ориентируясь на целевую инфляцию – так, как мы это сделали в прошлом году или в пандемию, когда спрос в экономике припал, и, чтобы поддержать его, мы увеличили тогда дефицит бюджета до 3,8 процента ВВП. При этом уже на следующий, 2021 год бюджет был исполнен с профицитом – с небольшим, но тем не менее – 0,4 процента ВВП.

Отмечу, что сегодня наши государственные финансы в целом сбалансированы. Есть текущий небольшой дефицит федерального бюджета, но он во многом связан с переносом запланированных расходов на более ранние сроки или, как у нас говорят, влево по графику. Мы пошли на такой шаг осознанно, чтобы повысить темпы реализации государственных и региональных программ.

Естественно, что дополнительные средства потребовались и на укрепление обороны и безопасности, на закупку вооружений: мы обязаны это делать для защиты суверенитета нашей страны. Должен сказать, что в целом и это себя оправдывает, в том числе и с экономической точки зрения.

Обращает на себя внимание динамика ненефтегазовых доходов. За январь–май они выросли на 9,1 процента, что заметно выше прогнозов. При этом в мае темп составил плюс 28,5 процентов.

Вновь хочу подчеркнуть: речь идёт о доходах бюджета, которые не связаны с экспортом нефти и газа, а это важный индикатор того, что реальный сектор нашей экономики, его обрабатывающие предприятия, обрабатывающий сектор, сфера торговли и услуг развиваются и набирают обороты. Российская часть аудитории наверняка помнит и знает, мы всегда говорили: когда же мы слезем с нефтегазовой иглы? Ну вот постепенно эта тенденция набирает обороты, хотя и про нефть и газ тоже скажу, здесь есть вопросы, на которые мы должны обратить внимание.

Второе. Финансовые возможности государства позволяют держать уверенный курс на обеспечение социальной справедливости, на сокращение бедности и неравенства. Такой акцент стал важным фактором успешного преодоления проблем прошлого года.

Мы адресно поддерживаем наименее обеспеченных граждан. И, если посмотреть на эту категорию наших людей, на их доходы – так вот их доходы за год выросли примерно на 30 процентов. В 2022 году из-за черты бедности вышли 1,7 миллиона человек, а уровень бедности оказался ниже двузначной отметки – составил 9,8 процента.

Конечно, здесь каждый процент имеет значение – это совершенно очевидно. И даже те положительные тенденции, о которых я сказал, они тоже в практическом измерении может быть не так значимы, особенно для тех людей, которые только-только перебрались через эту черту – их доходы всё-таки слишком низкие, но я ещё об этом скажу. Но главное – тенденция, и тенденцию, конечно, мы должны будем поддерживать и сохранять.

Опережающим темпом относительно роста цен мы индексируем пенсии и социальные пособия, выплаты, увеличиваем минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум. В итоге уже в четвёртом квартале прошлого года реальные располагаемые доходы граждан вернулись, слава богу, к росту. Да, он тоже пока скромный, но всё-таки это тенденция. В этом году такая тенденция должна усилиться. Во всяком случае, я очень на это рассчитываю.

Очевидно, что это также поддерживает спрос, а значит, внутреннее производство и сферу услуг, особенно предприятия в регионах, на местах, и, как результат, позитивно сказывается на региональных финансах, на региональных бюджетах.

Наш третий принцип, о котором говорил год назад, – это упор на развитие частной инициативы. В прошлом году нам пророчили, что под давлением санкций Россия вернётся к закрытой, административно-командной экономике. Но мы, как вы знаете, выбрали путь расширения свободы предпринимательства, и практика показала, что поступили абсолютно правильно. Жизнь это доказала.

Заметным событием и мощным стимулом для нашего бизнеса стало замещение транснациональных корпораций, которые ушли с российского рынка. К сожалению, они не смогли устоять под мощным политическим давлением зарубежных политических элит.

Вы хорошо знаете: мы никого не выгоняли с нашего рынка, из нашей экономики, даже наоборот, предлагали взвесить все за и против, хорошо подумать о своих российских партнёрах и возможных последствиях такого шага. У каждого из наших партнёров было право выбора.

Что здесь важно? Под многими иностранными брендами уже давно продаётся продукция, которая полностью производится на наших мощностях, по сути, это российские товары – только с зарубежными логотипами.

Так что их выпуск с уходом владельцев торговых марок не прекратится – только логотип поменяется. Прибыль от этого бизнеса остаётся у нас в стране. Будем работать на новых российских собственников, помогать им обеспечивать доходы сотрудников их предприятий, а также смежников и подрядчиков.

Словом, если поначалу наши предприниматели, я бы сказал, очень переживали из-за ухода западных компаний, то сейчас занимают освободившиеся производства и площадки в торговых центрах. Некоторые небольшие, так называемые нишевые марки, которые раньше торговали одеждой, обувью, другими товарами через социальные сети, сейчас открывают собственные магазины.

Я на одном из мероприятий в Москве уже говорил об этом: в этом секторе экономики иностранцы ушли в большинстве своём, освободили до двух миллионов квадратных метров торговых площадей и нишу под два триллиона рублей. Ну прекрасно: практически всё занято уже нашими предпринимателями.

За один только прошлый год российские производители подали более 90 тысяч заявок на регистрацию торговых знаков. Кроме одежды и обуви это в основном программное обеспечение, бытовая химия, парфюмерия, косметика и так далее.

Думаю, не открою тайну, если скажу, что в ходе общения с представителями отечественных деловых кругов всё чаще звучат просьбы не пускать «блуждающие» иностранные компании назад. Это, знаете, всё то же самое у нас происходило в области сельского хозяйства после 2014 года, когда сельхозпредприятия наши, отечественные, начали набирать обороты, на всех встречах с сельхозниками был один и тот же вопрос: пýстите назад наших конкурентов или нет? На вопрос: когда пускать? [Ответ:] никогда, не пускайте их вообще, мы всё сделаем. Надо сказать по-честному: у наших сельхозпроизводителей это получается. Рост сельхозпроизводства за прошлый год был больше десяти процентов. И по всем товарным позициям в этом секторе мы фактически закрываем свои потребности и активно работаем на экспорт.

Но тем не менее скажу: если иностранные производители захотят вновь вернуться, прийти на наш рынок – а такие разговоры мы слышим всё чаще и чаще, – мы двери ни для кого не закрываем. Конкуренции, безусловно, никто не боится: она, как известно, двигатель прогресса и торговли. Будем создавать и для них необходимые условия для работы в России.

Но особенности поведения некоторых из этих партнёров на будущее, безусловно, для себя учтём и во главу угла, конечно, всегда будем ставить интересы нашего, отечественного бизнеса. Кстати говоря, тех, кто у нас остался, работает и собирается работать, из иностранных компаний, мы их считаем тоже отечественными производителями и будем к ним относиться так же, как к своим.

Для всех компаний подобного рода Агентство стратегических инициатив запустило специальный ежегодный конкурс, где будут отмечаться лучшие растущие бренды России. Итоги первого конкурса будут подведены уже скоро – в конце июня. Его программа охватывает более десяти номинаций. Уже приняты свыше пяти тысяч заявок со всей страны.

Уверен, и победа, и участие в этом конкурсе станут хорошим вызовом и подспорьем для наших предпринимателей, для укрепления их позиций на рынке и увеличения инвестиций в новые мощности и рабочие места. Поэтому призываю руководителей регионов: пожалуйста, оказывайте содействие развивающимся брендам – сейчас им особенно нужна такая поддержка на региональном уровне.

Отмечу, что за прошлый год вложения российских компаний в основной капитал прибавили в реальном выражении. Такая же картина наблюдается и за январь – март текущего года, и это, подчеркну, с учётом высокой базы прошлого года, когда в это же время инвестиции показали двузначные темпы роста.

Поддерживают высокую инвестиционную активность отечественные банки. Их капитальная база прошла испытания на прочность. Для сравнения: за 2022 год объёмы кредитования юридических лиц прибавили 14,3 процента, а по гражданам – 9,5 процента.

А темпы роста кредитов так называемым «юрикам», как говорят в профессиональной среде, юрлицам, в апреле текущего года составили уже 17,1 процента, а «физикам», то есть физическим лицам, – 12,9 процента рост. Это всё-таки хорошие показатели. Кстати говоря, опережающими темпами растёт и ипотека – 18 процентов плюс.

Важным фактором роста инвестиционной активности стало снятие цифровых ограничений, опережающее развитие транспортной, логистической сети, другой инфраструктуры. И это наш четвёртый принцип, подтверждённый в прошлом году и намеченный в прошлом году как принцип.

Системная, последовательная политика на этом направлении даёт результаты. Объём строительных работ растёт пять лет подряд, и прошлый год не исключение. Наоборот, сейчас такая динамика увеличивается и продолжается. За 2022 год объём строительных работ вырос на 5,2 процента. За январь–апрель этого года уже на семь с лишним процентов – 7,4.

Будем и дальше строить и обновлять объекты инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, путепроводы, мосты. Продолжим расшивку узких мест – их у нас, конечно, тоже достаточно, увеличение возможностей морских портов будет в центре нашего внимания, пограничных пунктов пропуска.

Особое внимание будем уделять коридору «Север – Юг». Планируем к 2025 году удвоить, а к 2030 году утроить объём экспортных перевозок по этому маршруту. В мае, как многие знают, заключили с иранскими партнёрами соглашение о строительстве недостающего железнодорожного участка на иранской территории. Также ведём дноуглубительные работы на Волго-Каспийском канале: уже в этом году он сможет принимать суда с осадкой 4,5 метра.

Что касается Восточного направления, то к 2025 году его экспортный грузопоток должен увеличиться на треть, а к 2030 году добавить ещё 100 миллионов тонн к уровню 2022-го.

Ключевое мероприятие здесь, конечно, увеличение провозной способности Байкальской системы – БАМа – и Транссиба. Уже в этом году она должна прибавить 15 миллионов тонн, вырасти до 173 миллионов тонн.

Пользуясь случаем, отмечу успешную работу Правительства и РЖД, которые смогли оперативно увеличить вывоз контейнеров с Дальнего Востока. В итоге удалось ликвидировать заторы и снизить загруженность дальневосточных терминалов, в целом упростить поставки товаров и комплектующих из стран Азии.

Добавлю, что в ближайшие пять лет мы существенно обновим торговый флот. Минпромторг уже внёс изменения в масштабную судостроительную программу. Для её реализации привлечём средства Фонда национального благосостояния. Отмечу, что только в рамках данной программы в 2023–2027 годах на российских судоверфях запланировано строительство не менее 260 судов.

Кроме того, продолжим строительство ледокольного флота. Такие суда необходимы для Северного морского пути, который активно развивается. В прошлом году по нему прошли 34 миллиона тонн грузов. Ожидаем, что уже в следующем, 2024 году объём таких перевозок кратно увеличится, что требует такого же опережающего развития железнодорожной и иной инфраструктуры Мурманского транспортного узла, других арктических портов.

В этой связи отмечу ту работу, которую мы ведём по комплексному развитию региональной инфраструктуры, повышению связанности наших территорий.

Так, в прошлом году было отремонтировано более 20 тысяч километров региональных автодорог, построено и реконструировано одна тысяча 200 километров. Всё это, уважаемые коллеги, друзья, рекордные показатели, рекордные объёмы, и хочу поблагодарить наших строителей, инженеров, конструкторов, рабочих за их ответственный, результативный труд. Рассчитываю, что в текущем году мы не только удержим эту планку, но и поднимем её ещё выше. У нас всё для этого есть, всё сверстано. Надеюсь, что так и будет, как мы планируем.

Получают развитие современные линии связи и телекоммуникаций. В прошлом году их было построено более трёх тысяч километров. План на текущий год – девять с лишним тысяч километров – в три раза больше.

Напомню о поставленной задаче: до 2030 года нужно обеспечить качественной связью и доступом в интернет все населённые пункты страны, где проживает от 100 до 500 человек.

Подчеркну: речь идёт не только об улучшении качества жизни людей – развитие региональной инфраструктуры создаёт новые возможности для бизнеса, в том числе в сфере туризма.

Кстати говоря, в прошлом году внутренний туризм, внутренний туристический поток заметно вырос. По данным Росстата, в 2022 году численность российских туристов в коллективных объектах размещения возросла на 16,7 процента – это в абсолютных величинах почти десять миллионов человек.

Нужно динамичнее развивать качественную инфраструктуру для отдыха в нашей стране, причём ориентироваться здесь не на текущие цифры, а на то, что турпоток будет и дальше увеличиваться.

В этой связи предлагаю расширить программу льготного кредитования гостиничных проектов, сделать акцент на поддержку самого востребованного сегмента – это три-четыре «звезды», как вы знаете.

Считаю нужным также обязательно включить в эту программу строительство круглогодичных парков развлечений, аквапарков и горнолыжных курортов. Знаю, что бизнес планирует или уже реализует такие проекты в Крыму, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Кавказе, на юге и в центральной части России. Безусловно, будем поддерживать эти проекты.

И ещё. Сейчас активно развивается отдых на природе в модульных, некапитального строительства гостиницах, коттеджах, так называемых глэмпингах. В прошлом году мы выделили на поддержку строительства модульных гостиниц 4,2 миллиарда рублей, охватили 174 проекта в 20 регионах страны. Однако спрос, как жизнь показывает, гораздо выше. Причём инвестиционные проекты проработаны, есть земельные участки, подведены инфраструктурные линии.

Предлагаю в ближайшие два года выделить дополнительно одиннадцать миллиардов рублей на поддержку строительства модульных гостиниц. Это позволит реализовать ещё 470 проектов подобного рода – почти на девять тысяч номеров. А значит, больше людей смогут ближе познакомиться с уникальной природой, историческим и культурным наследием нашей страны.

Развитие транспортных коридоров, логистических возможностей России позволяет нашему бизнесу укреплять внешнеторговые, кооперационные связи, прежде всего со странами Евразэс, Азии, Ближнего Востока и Африки, Латинской Америки.

Курс на открытость экономики – это, безусловно, наш пятый важнейший принцип. Несмотря на все трудности прошлого года, мы не свернули на путь самоизоляции. Наоборот, расширили контакты с надёжными, ответственными партнёрами в странах и регионах, которые сегодня выступают локомотивами, драйверами мировой экономики. И хочу повторить: это рынки будущего. Все это прекрасно понимают.

С некоторыми такими государствами, лидеры которых не поддаются часто хамскому внешнему давлению, а руководствуются не чужими, а своими национальными интересами, объёмы нашей взаимной торговли выросли даже не на какие-то десятки процентов, а в разы и сейчас продолжают расти дальше.

И это ещё одно доказательство, что здравый смысл, энергия бизнеса, объективные рыночные законы работают сильнее, чем текущая политическая конъюнктура. Это говорит о том, что уродливая, по своей сути неоколониальная международная система прекратила существование, а многополярный мировой порядок, напротив, укрепляется. Это неизбежный процесс.

В целом за прошлый год наш товарный экспорт обновил рекорд десятилетней давности – составил 592 миллиарда долларов. Почти треть этой суммы – 188 миллиардов долларов – пришлась на несырьевой неэнергетический экспорт. За этой цифрой стоит 6,4 миллиона рабочих мест и 2,2 триллиона рублей налоговых платежей в консолидированный бюджет страны.

Отмечу, что на новый максимум вышли поставки агропромышленного комплекса, о котором я говорил в самом начале, – это более 41 миллиарда долларов.

Вот уже десять лет Россия стабильно находится в пятёрке ведущих экспортёров зерна. С 2016 года выступает крупнейшим мировым поставщиком пшеницы – номер один на мировых рынках. Есть основания полагать, что и в текущем году наши компании сделают ещё один шаг вперёд: вновь перепишут, обновят рекорд по экспорту этой культуры. При этом Россия активно будет участвовать в обеспечении глобальной продовольственной безопасности, оказывать помощь странам, в том числе африканским, которые испытывают дефицит продуктов питания.

В целом за январь – апрель наша внешняя торговля – в плюсе на 22,6 миллиарда долларов. Это за январь – апрель, фактически чуть больше первого квартала. При этом за весь 2022 год профицит текущего счёта составил 233 миллиарда долларов.

Что хочу подчеркнуть. Этот ресурс должен более активно работать на развитие российской экономики, включая импорт передового оборудования, технологий, компонентов и материалов.

Прошу Правительство и Банк России представить конкретные предложения, как за счёт средств, поступающих в нашу страну от высокого экспорта, стимулировать инвестиции, расширить вложение средств в крупные, системно значимые проекты в инфраструктуре, логистике, в территориальном развитии и так далее – в проекты, которые позволят нарастить возможности отечественного бизнеса по самому широкому спектру, повысить его конкурентоспособность, в том числе и на глобальных рынках.

Конечно, на этих рынках у России есть не только партнёры и друзья – есть и недоброжелатели, прямо так скажем. Они привыкли извлекать сверхприбыль из своего доминирования и монополии, в том числе политической монополии, и просто не хотят, чтобы другие страны мира имели альтернативу их самолётам, кораблям, лекарствам, банковским системам, технологиям и прочим товарам и услугам.

Но таким участникам рынка не нужны конкуренты, поэтому они и вставляют палки в колёса, пытаются сдерживать новые центры развития, как сейчас говорят, стараются отменить их. Однако подобные попытки приводят лишь к тому, что западные страны отменяют свою собственную деловую репутацию, а это дорогого стоит. По-моему, иногда об этом некоторые деятели забывают.

Россия в свою очередь была и будет вовлечена в мировую экономику. Мы уже кардинально упростили регулирование внешней торговли, в разы уменьшили штрафы за нарушение валютного законодательства и, обращаю внимание, полностью убрали их в случае внешних недружественных действий. Кстати, этот мораторий будет продлён на следующий, 2024 год.

Что ещё? На недавней встрече с представителями общественного бизнес-объединения «Деловая Россия» коллеги прямо ставили вопрос об амнистии в валютной сфере. Я скажу откровенно: подобный подход мы применяем нечасто. Но сейчас, когда нарушение обязательств со стороны западных контрагентов стало привычной практикой, считаю правильным пойти навстречу бизнесу в столь остром вопросе, а именно: предлагаю объявить амнистию для бизнеса по вынужденным валютным нарушениям, допущенным в период действия моратория. И полностью закрыть этот вопрос, чтобы потом не было никаких оснований притягивать бизнес к ответственности, что называется, задним числом.

Далее. Мы ввели ускоренное возмещение НДС по экспорту – теперь это восемь дней вместо трёх месяцев. Вместе с зарубежными партнёрами готовим новые механизмы трансграничных расчётов, в том числе предельно упростим открытие в России банковского счёта для иностранных компаний. В таком случае даже не понадобится личное присутствие, конечно же, при соблюдении всех требований так называемого антиотмывочного законодательства.

Отмечу также заметный прогресс в использовании национальных валют во внешней торговле – это отдельная большая тема. Сегодня около 90 процентов расчётов со странами Евразийского экономического союза у нас идут в рублях, более 80 процентов расчётов с Китаем – в рублях и юанях.

Активно развиваем торговлю в национальных валютах и с другими государствами. В приоритете – ближайшие соседи, а также страны БРИКС и ШОС.

Словом, у нас действует целый набор инструментов поддержки внешнеэкономической деятельности, причём во всех отраслях: в промышленности, сельском хозяйстве, в других секторах. Работа этих инструментов рассчитана вдолгую, мы продлим её до 2030 года.

Вместе с тем нужно постоянно наращивать инструменты, совершенствовать инструменты поддержки экспортёров, делать их более удобными для бизнеса. Конечно, он сейчас активно выходит пусть и на дружественные, но всё-таки новые для себя рынки со своей спецификой. Это, конечно, государство должно учитывать и будет это делать.

В том числе необходимы конкретные решения по развитию страхования экспортных поставок, а также по использованию факторинга, что также поддержит наших производителей и поставщиков, даст дополнительные гарантии их сделкам с зарубежными покупателями.

И, конечно, надо продвигать отечественную продукцию с помощью площадок электронной торговли. Их аудитория, клиентская база неуклонно растёт как у нас в стране, так и во всём мире, а значит, даже небольшой бизнес может найти своего покупателя. У нас здесь есть над чем работать: мы здесь не лидеры, но, кстати говоря, и не в хвосте плетёмся. Но перспективы очень хорошие, очень хорошие.

Прошу Правительство как можно быстрее запустить линейку инструментов поддержки электронной торговли, а также постоянно анализировать их эффективность, прежде всего для малого и среднего бизнеса, чтобы вместе с деловыми объединениями работать над её повышением.

Добавлю, что у нас есть примеры собственных успешных электронных площадок. Надо помочь им с выходом на крупные рынки, такие как рынок Китая, Индии, на рынки наших соседей, такие как турецкий и других стран. Причём выгода здесь обоюдная: и наша продукция станет более доступной для зарубежных рынков, и российские покупатели получат более широкий выбор товаров и услуг.

Уважаемые друзья и коллеги!

Перед лицом беспрецедентных вызовов Россия не отступила от своих принципов экономического развития – я уже с этого начал. Общими усилиями предпринимателей – крупных, средних, мелких компаний, при активном участии органов власти мы сохранили устойчивость нашей экономики. На сегодня это абсолютно очевидно, что называется, медицинский факт.

Позиции как важнейшего участника глобального рынка тоже сохранены. Мы обеспечили стабильную работу целых отраслей реального сектора, трудовых коллективов, множества предприятий и так далее, поддержали благополучие миллионов российских семей.

Ключевая, стратегическая, системная задача и сегодня, и на перспективу не в том, чтобы просто компенсировать спад ВВП или заместить иностранные компании, которые избавили нас от своего присутствия на нашем рынке, и уж точно не в том, чтобы переждать якобы временные колебания глобальной экономики.

Уже говорил, уважаемые друзья, и хочу повторить ещё раз: изменения в мире во всех его сферах носят кардинальный, глубинный и необратимый характер – вот что важно. В этих условиях необходимо двигаться только вперёд, а это значит: нам нужна проактивная экономическая политика, которая может строиться и реализовываться в тесной связке с представителями делового сообщества – с нашими предпринимателями.

По сути, речь идёт о переходе на качественно новый уровень развития – о суверенной экономике, которая не только реагирует на рыночные конъюнктуру и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос.

Такая экономика, её часто называют экономикой предложения, предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей и целых отраслей, в том числе по тем направлениям, где мы пока не проявили себя должным образом, но возможности для этого – научные возможности, творческий потенциал – у нас, конечно, имеются.

Что важно для реализации такой модели – модели экономики предложения, и какие задачи нам нужно решать уже сейчас и в ближайшем будущем, в ближайшее время?

Сегодня уже говорил о рекордно низкой безработице в России, чем можно, безусловно, по праву гордиться. Однако у этого достижения есть и обратная сторона медали. Представители компаний в этом зале, конечно, понимают, о чём идёт речь. Говорю о трудностях, связанных с подбором сотрудников, с дефицитом кадров.

Поэтому первым направлением развития экономики предложения в текущих условиях, конечно же, является занятость и совершенствование структуры занятости. У нас здесь огромные резервы – нужно их использовать, а для этого заниматься переподготовкой кадров, повышать экономическую активность граждан, чтобы люди могли реализовывать себя в новых, растущих, перспективных секторах: в каждом городе, посёлке и регионе должна быть возможность найти работу.

Обращаю внимание Правительства на ситуацию в регионах с высокой безработицей: а у нас, несмотря на то что в целом по стране она находится на историческом минимуме, всё-таки в отдельных регионах она остаётся и высокой. Здесь важно дать больше возможностей людям получать новую специальность, в том числе в сфере информационных технологий или по другим техническим направлениям, компетенции для работы в формате удалённой занятости – нужно наращивать это направление работы.

Уже в следующем году при федеральной поддержке в регионах с ограниченными бюджетными ресурсами должно быть запущено не менее десяти таких проектов. Хорошим примером создания подобных образовательных пространств является как пример «Школа 21», организованная «Сбером». Я не могу не поприветствовать программы подобного рода.

Далее. Необходимо повысить ориентированность высших и средних специальных учебных заведений на результат, то есть на успешное трудоустройство выпускников. В связи с этим считаю правильным сделать две вещи – по крайней мере две.

Первая – установить для учебных заведений специальные ключевые показатели эффективности, главный из них – это качество занятости выпускников. На основе такого подхода предлагаю сформировать рейтинги учебных заведений профессионального образования.

И второе – предлагаю ежегодно готовить пятилетний прогноз потребности в кадрах на уровне всей экономики, чтобы максимально гибко учитывать меняющиеся тренды, новые запросы рынка труда и, конечно, наши приоритеты в развитии отраслей экономики.

Отдельно прошу Правительство подготовить предложения по развитию такого инструмента, как ученический договор. Его смысл в том, что работодатель за свой счёт отправляет сотрудника учиться, повышать квалификацию, а работник в свою очередь получает гарантию трудоустройства на более квалифицированное рабочее место. Естественно,

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie