В ходе совещания глава государства принял участие в церемонии открытия автодорожного мостового перехода через реку Енисей в районе посёлка Высокогорский на севере Красноярского края. Объект позволит обеспечить устойчивую круглогодичную транспортную связь между центральными районами края и Северо-Енисейским районом – одним из крупнейших в России центром золотодобывающей промышленности. Автодорожный переход протяжённостью более двух километров позволяет исключить из состава направления сезонные ледовую и паромную переправы, таким образом обеспечивая коммерческую непрерывность грузоперевозок.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья! Добрый день!
Региональная повестка занимает у нас важную часть совместной работы, и сегодняшняя встреча посвящена вопросам развития Красноярского края. Рядом со мной [сидит] исполняющий обязанности [губернатора региона] Котюков Михаил Михайлович.
Я спросил его сейчас: уже поздновато у вас там, смотрю, рабочие стоят. Он говорит, они ребята крепкие, привыкли работать и днём, и ночью, раньше времени сдали мост, о котором мы сегодня будем говорить, и в деньги даже уложились, что не всегда бывает. Поэтому Антона Германовича [Силуанова] можно успокоить, всё в порядке, никакого завышения расходов на развитие инфраструктуры в данном случае нет.
Смотрите также
31 августа 2023 года
Красноярский край – один из крупнейших субъектов Российской Федерации, по площади второе место занимает у нас после Якутии, и один из ведущих экономических центров Сибири, это абсолютно точно, регион с мощной добывающей и обрабатывающей индустрией, с выгодным географическим положением и, конечно, с огромным потенциалом в социальной сфере, в образовании, науке, в области туризма, транспорта, высоких технологий и так далее.
Конечно, мы все знаем об этом не понаслышке, и мне приходилось, конечно, неоднократно бывать в Красноярском крае – и на предприятиях, и с людьми беседовать. Должен сразу сказать, что люди грамотные, современные, настоящие профессионалы своего дела практически на каждом участке – и с надёжным сибирским характером.
С апреля этого года обязанности губернатора Красноярского края исполняет Михаил Михайлович Котюков – вот он рядом со мной здесь, справа. Уверен, что за четыре месяца, Михаил Михайлович, Вы сумели оценить положение дел в регионе, обозначить наиболее острые проблемы, принять первоочередные меры и наметить задачи на перспективу.
Сегодня мы с коллегами из Правительства заслушаем доклад Михаила Михайловича на тему развития Красноярского края и вместе со всеми коллегами из Правительства обсудим, какую поддержку, какие дополнительные механизмы нужно задействовать на федеральном уровне, чтобы успешно реализовать планы развития края, добиться конкретных позитивных результатов для людей, которые проживают на этой огромной территории.
Что хотел бы отметить в начале нашего совещания.
Первое. Основа для уверенного развития региона, для решения социальных вопросов – это, конечно же, рост экономики.
Как уже было сказано, Красноярский край располагает огромными запасами природных ресурсов – это и уголь, и нефть, и железные и полиметаллические руды, золото, никель, редкоземельные металлы. Кроме того, край традиционно богат хвойными лесами, водой, плодородной землёй.
Многие промышленные предприятия региона занимают лидирующие позиции и в России, да и на глобальных рынках. Важно обеспечить их технологическую и экологическую модернизацию.
Есть возможности и для расширения добычи ресурсов, освоения новых уникальных месторождений. Такая работа сейчас идёт, например, в Арктике, на Таймыре, это север Красноярского края.
Однако хотел бы подчеркнуть: основной упор нужно делать на углубление переработки сырья, на выпуск продукции высоких переделов как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Это касается в том числе и агропромышленного комплекса, горнодобывающей и лесной промышленности, касается ТЭКа.
Как вы знаете, на федеральном уровне предусмотрены специальные механизмы поддержки реального сектора экономики. Имею в виду льготные процентные ставки для бизнеса, государственные гарантии и субсидии на проекты внедрения наилучших доступных технологий. Очень рассчитываю, что и на предприятиях Красноярского края они также будут широко использоваться.
Хотел бы повторить: нам важно сформировать более современную и гибкую структуру экономики края, да и Сибири в целом, создать новые, хорошо оплачиваемые рабочие места по всей производственной цепочке, обеспечить рост доходов граждан, а значит, и благополучия российских семей.
А это, безусловно, позитивно скажется и на демографической сфере, на привлечении в край квалифицированных специалистов, которые будут здесь жить и работать.
Именно кадры – один из базовых, ключевых вопросов и для Красноярского края, и для многих других регионов России. Отрасли отечественной экономики, включая промышленность, АПК, туризм, сферу услуг, активно развиваются, набирают темп, и они остро нуждаются в притоке специалистов: рабочих, инженеров, управленцев и других профессионалов.
Нужно укреплять систему подготовки кадров для региональной экономики, объединять усилия колледжей, вузов и промышленных предприятий на базе региональных образовательных центров и научно-производственных объединений.
Второе. Отдельная тема – это развитие логистики и транспортной инфраструктуры: расширение Транссиба, наращивание возможностей Северного морского пути, наших арктических морских и речных портов, воздушных гаваней и, конечно, ремонт и строительство автомобильных трасс и путепроводов.
Эти проекты имеют особое значение для Красноярского края, да и для Сибири, для всей страны – как для бизнеса, так и для граждан, [для] наиболее удобного транспортного сообщения.
Конечно, мы много говорим сейчас – ну, не сейчас, а в последние годы – на эту тему и много делаем. Но нужно эти набранные темпы не терять.
Один из таких проектов будет запущен уже сегодня, мы с этого начали, имею в виду мостовой переход через Енисей возле посёлка Высокогорский. Это, как Михаил Михайлович [Котюков] только что сказал, самый северный мост через Енисей, и с его открытием будет налажена круглогодичная связь с Северо-Енисейским районом, с одним из крупнейших центров нашей золотодобывающей промышленности.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто участвовал в реализации этого проекта – инженеров, проектировщиков, строителей, пожелать дальнейших успехов.
Конечно, особое направление работы – это газификация Красноярского края. Как говорят специалисты, её можно провести как на базе мощностей проектируемого газопровода «Сила Сибири – 2», так и в качестве независимого проекта. Нужно оперативно выбрать оптимальное решение. Граждане, бизнес, конечно, этого очень ждут, поскольку газификация, это хорошо известно, – это ресурс и для экономики, и для решения экологических проблем, и для индивидуального жилищного строительства.
В этой связи третье. Необходимо обеспечить развитие социальной инфраструктуры в населённых пунктах Красноярского края, причём не только в ведущих промышленных центрах, но и в относительно небольших городах, которые активно развиваются рядом с крупными предприятиями. В том числе имею в виду повышение качества и доступности медицинских услуг, обновление школ, расселение ветхого и аварийного жилья, развитие инфраструктуры спорта и здорового образа жизни.
Напомню, что за последние годы на федеральном уровне мы запустили для регионов так называемое инфраструктурное меню, включая казначейские и инфраструктурные бюджетные кредиты, выделение средств из Фонда национального благосостояния и Фонда развития территорий.
В Красноярском крае эти ресурсы также должны пойти на ремонт коммунальных сетей, обновление общественного транспорта и другие цели, которые напрямую определяют качество жизни людей.
Хотел бы вновь подчеркнуть: развитие инфраструктуры, системы здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты и, конечно, экологическая обстановка, качество воздуха в городах и сёлах должны отвечать современным стандартам. Жизнь людей должна быть комфортной, здоровой, если позволено будет так сказать, и благополучной.
Именно оценка граждан – именно это является ключевым критерием эффективности региональных властей и муниципальных команд, всех уровней власти, хочу это подчеркнуть.
Это то, что хотелось бы сказать в начале. Передаю слово Михаилу Михайловичу. Пожалуйста.
М.Котюков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Вначале я хотел бы сказать слова благодарности Вам за системную поддержку проектов развития Красноярского края и отдельно остановиться на том уникальном объекте, который по Вашему поручению в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» сегодня наши строители досрочно завершили.
Объект фактически начали строить в 2020 году. По плану до конца текущего года должен быть завершён. Но уже сегодня мы готовы к тому, чтобы организовать рабочее движение.
Этот мост действительно является уникальным сооружением. Это самый северный мост на Енисее. Он фактически открывает круглогодичный путь в правобережье Ангаро-Енисейского макрорегиона. Там огромные запасы полезных ископаемых, богатейшая лесосырьевая база.
Но самое важное, что жители районов правобережья теперь будут иметь круглогодичную связь с развитой инфраструктурой. До этого четыре месяца в году в период половодья, распутицы добраться было практически невозможно. Поэтому сейчас это, конечно, будет давать мощный импульс для развития.
Второй момент – конечно, это будет обеспечивать развитие малого бизнеса. Предприниматели смогут оперативно переезжать с одного берега на другой, доставлять необходимые товары и так далее.
И, Владимир Владимирович, важное: всё-таки это инфраструктурный проект, большие инвестиционные планы, были проекты, которые ждали создания этой транспортной артерии.
У нас на правом берегу Енисея, Ангары большие запасы природных ресурсов. Вы уже сказали про золотодобычу – четверть всей российской добычи производится именно в этих районах. Кроме того, там есть и другие полезные ископаемые. Поэтому сейчас мы, конечно, получим, совершенно очевидно, новый импульс для развития этих территорий Красноярского края. Этот мост, безусловно, даст соответствующий позитивный, социальный и экономический эффект.
Если можно, просил бы дать пару слов руководителю нашей строительной организации «Мостострой-11» Николаю Александровичу Руссу.
В.Путин: Пожалуйста.
Н.Руссу: Уважаемый Владимир Владимирович! Михаил Михайлович [Котюков]! Уважаемые члены Правительства!
Завершено строительство Высокогорского моста города Енисейского Красноярского края.
Мост уникальный, уникален тем, что сложности, которые возникли при строительстве… У компании «Мостострой-11» большое количество внеклассных объектов, но это, наверное, самый сложный: это каменистое дно, это быстрое течение, это паводок – вода два раза в год подымалась более чем на шесть метров. Это уникальная ферма – 210 метров – с ездой понизу, которая впервые смонтирована в Российской Федерации.
Мост запроектирован компанией «Ленгипротранс», город Санкт-Петербург, конструкции готовил завод «Курганстальмост», город Курган; краска изготовлена и объект покрашен «ВМП-Инжиниринг», город Екатеринбург; стройку вела большая группа компаний «Нацпроектстрой», собственно «Мостострой-11», «Лесосибирск-Автодор», который выполнял автодорожные работы, и большая группа подрядчиков Красноярского края. Объект, как обычно, по доброй традиции завершился в срок. Проведено испытание моста. Получено ЗОС [заключение о соответствии].
Уважаемый Владимир Владимирович, я хотел бы попросить Вас разрешить движение по мосту через реку Енисей.
В.Путин: Разрешаю.
(На экране демонстрируется начало движения колонны автотранспорта по мосту.)
М.Котюков: Владимир Владимирович, ещё раз хотел поблагодарить строителей. Действительно, понимаем, что в такие сжатые сроки, в таких суровых сибирских условиях эта работа местами граничила с подвигом человеческим.
Поэтому большое спасибо – и за поддержку.
В.Путин: Николай Александрович, зимой-то работали при каких температурах?
Н.Руссу: Температура до 50 градусов доходила. Понятно, мы актировали дни. Летом плюс 40, зимой минус 40 – мы привыкли к таким температурам. Это север нашей территории, где мы работаем, и сегодня это большая территория БАМа, мы активно участвуем в строительстве данных объектов.
В.Путин: Сколько всего работало, ещё раз скажите, пожалуйста, на площадке, на этом объекте?
Н.Руссу: Количество людей, которые работали на объекте, – это более тысячи человек разных подрядчиков, компаний участвовали в строительстве этого объекта в разные периоды. Если учесть изготовление конструкций, поставку их – порядка трёх тысяч [человек] всего было задействовано в строительстве.
Я хотел бы отдельно поблагодарить Правительство Российской Федерации за поддержку именно транспортного строительства. Хотел бы поблагодарить Правительство и губернатора Красноярского края за всестороннюю помощь, потому что мы были здесь как дома. Сами базируемся в Тюмени, но, находясь здесь, не чувствовали отдалённости, и люди работали с хорошим настроением, с хорошей отдачей.
На самом деле были очень сложные условия, но построили вовремя и, уверен, с хорошим качеством. Объект всем понравится, так как это на самом деле уникальный объект.
В.Путин: Николай Александрович, я хочу ещё раз поблагодарить Вас, всех Ваших коллег, всех, кто работал на этом сложном объекте на протяжении двух лет… Или сколько получилось?
М.Котюков: Почти три года.
В.Путин: Почти три года – и добился такого замечательного результата.
Вам огромное спасибо, и ещё раз хочу пожелать Вам и всему Вашему коллективу новых успехов, а это, безусловно, успех. Спасибо большое.
Н.Руссу: Спасибо Вам, Владимир Владимирович, спасибо большое.
М.Котюков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Если перейти к вопросам с текущего социально-экономического положения и перспектив развития Красноярского края, вначале я хотел бы сказать, что в данный момент пусть и непростые внешние условия, но экономика края находится в тонусе, демонстрирует хорошие, позитивные результаты. По всем ключевым показателям, характеризующим экономическое состояние, край сегодня в десятке крупнейших регионов страны. По многим показателям, например по инвестициям, мы в первой «пятёрке».
В крае на сегодняшний день реализуется более 170 инвестиционных проектов. Это проекты наших крупнейших партнёров, индустриальных компаний: «Роснефть», «Норильский никель», «Полюс», «РУСАЛ» и многие другие. Для реализации таких проектов мы задействуем практически весь доступный сегодня арсенал мер государственной поддержки – и федерального уровня, и регионального уровня.
Отдельно хотел бы сказать о том вкладе, который в эту непростую задачу роста инвестиционной привлекательности дают формы государственной поддержки из «инфраструктурного меню». Вы говорили в своём вступительном слове про инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты. Край сегодня активно участвует в этих проектах: более 110 миллиардов рублей уже привлечено на территорию региона, и за счёт этого в том числе решаются такие крупные задачи, о которых мы только что сейчас говорили, открывая этот мост.
Кроме этого, в рамках этих же средств сегодня строим метро – я об этом доложу отдельно. С использованием этих же ресурсов развивается сегодня наш аэропорт. Должен сказать, что совокупный объём заявленных инвестиций до 2030 года превышает 13,5 триллиона рублей на территории края: это ресурсы, которые нашими инвесторами сегодня подтверждены. Они, конечно же, используют все формы поддержки, о которых Вы говорили во вступительном слове.
Рост экономики и налоговые поступления в целом, конечно, демонстрируют позитивную динамику. За прошлый год доля доходов, которые собраны с территории Красноярского края, превысила 900 миллиардов рублей, большая часть – доходы федерального бюджета. Далее мы, конечно, планируем ежегодно эти цифры наращивать, отметку в 1 триллион рублей – психологически значимую – планируем преодолеть уже в ближайшие годы. Но, конечно, для этого нужно будет всем вместе поработать и объединить возможности федерального и регионального уровней.
Стабильно растёт размер среднедушевых доходов населения, заработной платы, численность занятых в экономике. Это уже видят не только красноярцы, но и люди, живущие в соседних регионах. У нас положительный миграционный приток, и этот приток год от года увеличивается, то есть люди едут на территорию Красноярского края работать и жить, создавать здесь семьи.
Должен отметить, что мы фиксируем в последний год положительный социальный эффект по ключевым показателям, определяющим национальные цели. Ожидаемая продолжительность жизни – мы вышли фактически из пандемийного периода спада и уже сейчас первый год зафиксировали прирост этого показателя; а также существенное сокращение уровня бедности.
Красноярский край – регион-донор, но наш приоритет тем не менее – это системный рост уровня жизни на всей территории Красноярского края. Поэтому будем в работе опираться, конечно, на мнения жителей и решать в первую очередь те задачи, которые волнуют сегодня людей.
За четыре месяца работы руководителем региона в соответствии с Вашим решением я уже смог достаточно глубоко вникнуть в положение дел в крае. В этом мне помогли жители региона, мои земляки. Мы проводим регулярные встречи. Встречи, как правило, бывают острые, с прямыми вопросами, как и принято в Сибири. Никто не стесняется, и это правильно. Только так можно быстро разобраться в том, что требует решения в первую очередь. Я хочу сказать, что на сегодня мы уже часть таких решений приняли.
Краевой бюджет исполняется ритмично. Мы нашли дополнительные резервы и уже сейчас выделили дополнительные ресурсы на развитие образования, здравоохранения, сферы социальной защиты, вопросы дорожного строительства, коммунального комплекса – всё то, что сегодня в первую очередь беспокоит людей в территориях. Есть более сложные задачи, я о них скажу чуть позднее, там, где нужна Ваша поддержка, а по основным вопросам будем двигаться в таком ключе.
Если говорить о развитии экономики, то хотел бы выделить два ключевых приоритета в этой работе. Первое. Мы должны, конечно, опираться на сложившуюся и хорошо развитую производственную базу, но при этом нужно качественно повысить эффективность использования экономического потенциала Красноярского края.
Вторая задача, не менее важная, – это поддержать ту социальную ответственность, которую сегодня демонстрирует наш крупнейший бизнес, фактически реализуя программы социальной ответственности, программы, когда не только достойный уровень заработной платы определяется, но и также предприятия, градообразующие предприятия принимают активное участие в развитии городской инфраструктуры, в создании необходимых условий для своих работников и членов их семей. Такую практику мы, конечно же, дальше будем поощрять и поддерживать.
Красноярцев волнуют вопросы экологии, ЖКХ, дорог, здравоохранения, образования. И есть понимание, как с этими задачами справляться.
Сегодня мы должны сказать слова благодарности Правительству Российской Федерации, потому что внимательное и чуткое отношение к интересам жителей, в том числе, что называется, знакомство с этими проблемами на земле. Михаил Владимирович [Мишустин] лично посетил не так давно город Норильск, оценил ход реализации комплексного плана реновации города, фактически возрождения Норильска, второго его рождения.
В этом плане объекты социальной сферы, городской инфраструктуры, экологическая модернизация градообразующих предприятий, о чём Вы говорили в самом начале, – все эти вопросы детально были обсуждены. Также мы оценили ход реализации перспективных планов развития краевой столицы.
Могу сказать, что только до конца текущего года федеральная поддержка позволит ввести в крае более 70 важных для жителей объектов: это школы, больницы, учреждения культуры, спорта, жильё для бюджетников, детей-сирот, объекты коммунальной инфраструктуры. Со всей ответственностью подойдём к выполнению всех намеченных планов, и точно уверен, что мы способны обеспечить выполнение всех ключевых показателей национальных проектов, в первую очередь тех, которые касаются улучшения социальной жизни наших жителей.
Уважаемый Владимир Владимирович, не могу не сказать о поддержке участников специальной военной операции и членов их семей. Красноярцы очень активно участвуют в организации гуманитарной помощи, общими усилиями отправляем всё, что необходимо. Лично провожу встречи с жёнами, родителями бойцов, с волонтёрами, знаю напрямую, что их беспокоит. Активно взаимодействуем здесь с правоохранительными органами, установили даже меры социальной поддержки для сотрудников.
С первых дней создания в крае активно включился в работу фонд «Защитники Отечества», и сегодня он играет ключевую роль в вопросах поддержки ветеранов и членов их семей. Главное, что в муниципальных образованиях, на местах сейчас помогают семьям защитников готовиться к зимнему периоду – [помогают] всем, чем необходимо.
Кроме того, активно помогаем восстанавливать территории Луганской Народной Республики, а также наши строители приступили к восстановлению жилья в Мариуполе. Помогаем детям с летним отдыхом, оснащением школ учебниками, компьютерами.
Красноярские врачи одни из первых в стране начали работать в больницах Луганской Народной Республики, оказывая необходимую медицинскую помощь жителям. В Красноярском крае ведём сейчас работу по созданию специализированного центра, который бы позволял обеспечить реабилитацию возвращающихся ветеранов.
Для долгосрочного обеспечения задач социального развития краю необходимы устойчивые экономические основы. Для нас важно обеспечить стабильное развитие наших традиционных отраслей добычи, переработки полезных ископаемых.
Чтобы максимально использовать богатейший потенциал региона, уже сейчас считаю крайне важным сфокусировать внимание на геологоразведке, планировать дальнейшее развитие недропользования. Нам важно знать свои запасы. Эксперты говорят, что богатейшие запасы сибирских регионов исследованы геологически не полностью, поэтому нужно вернуться к этому и, конечно же, восполнить эту необходимую базу знаний.
В этом вопросе у нас общая позиция с Министерством природных ресурсов, с Викторией Валерьевной [Абрамченко]: необходимо совместными усилиями разработать комплекс мер, необходимых стимулов для недропользователей и обеспечить обновление тех фондов, на которые мы дальше будем опираться в нашем устойчивом развитии.
Принципиально, Владимир Владимирович, и снижение зависимости от внешней конъюнктуры. Необходима диверсификация производственной деятельности, развитие глубоких переделов продукции. Эти вопросы мы в практическом плане за последние два месяца не раз обсуждали на красноярской земле с Максимом Станиславовичем Орешкиным, с Максимом Геннадьевичем Решетниковым и Дмитрием Николаевичем Патрушевым. Применительно к соответствующим отраслям такие планы есть, и сейчас эти планы уже мы включаем в комплексный план развития Сибири.
Мы считаем уместным и правильным здесь использовать опыт, которым руководствовались при индустриализации Сибири, когда производственные цепочки в основном, включая кооперацию, обеспечивались, что называется, на одной территории. В крае, помимо недропользования, было машиностроение, была электронная промышленность, сохранились до сих пор предприятия «Роскосмоса», предприятия, которые обеспечивают развитие оборонно-промышленного комплекса.
Весь этот мощнейший потенциал совершенно точно может стать основой для развития новых секторов экономики и фактически обеспечить на территории Сибири во взаимодействии с нашими университетами, ведущими научными школами, которые Вы прекрасно знаете (и Красноярска, и Новосибирска, и Томска, и Иркутска, и других регионов), фактически стать базой для производства сложной продукции и обеспечить на сибирской земле основу того самого технологического суверенитета, который нам нужен, и экономики предложения, о которой Вы говорили на Петербургском экономическом форуме. Для этого все предпосылки и основные необходимые условия у нас есть.
Ключевой, конечно же, вопрос – это кадры. Университеты, наши техникумы, колледжи активно работают с предприятиями в формате научно-производственных объединений. Но мы видим, что растущие кадровые потребности экономики сейчас требуют уже расширения этого круга взаимодействия, и мы должны идти к школьникам, чтобы ребята в средней школе уже для себя определяли естественно-научные предметы: выбирали физику, выбирали химию, для того чтобы готовиться и дальше уже становиться инженерами.
Хотел бы Вас поблагодарить, очень своевременное решение – с этого учебного года ввести раннюю профориентацию в школах, уже с шестого класса. Наши предприятия этого ждут, к этому готовы, и я уверен, что мы очень быстро сможем привлечь ребят и познакомить их с основами будущих профессий, благо что интерес к этому есть у наших предприятий.
Более активно необходимо задействовать Красноярский край в решении общегосударственных задач, используя географическое положение. Фактически мы находимся на пересечении транзитных коридоров Запад – Восток, Север – Юг. Здесь, конечно же, необходимо уделить особое внимание «расшивке» узких транспортных логистических мест.
Позвольте я несколько вопросов отдельно озвучу.
Первое, с чего хотел бы начать, – это аэропорт Красноярск. Закономерно, что именно здесь, в самом центре страны, сегодня развивается фактически авиационный узел, который выбрала для себя группа компаний «Аэрофлот» вторым после Шереметьево.
Инфраструктура нашего аэропорта масштабно, активно развивается. Благодаря Вашим поручениям, Вашей поддержке, Владимир Владимирович, у нас сегодня новый пассажирский терминал, новая рулёжная дорожка, которая вдвое позволила увеличить количество взлётов, посадок, и мы фактически уже закончили модернизацию половины перронов. То есть аэропорт сегодня имеет все необходимые условия для безопасного обслуживания пассажиров.
Хочу сказать, что здесь совмещены средства федерального бюджета, краевого бюджета и средства инвесторов, которые уже вкладываются, готовы и дальше вкладывать.
На что здесь считаю важным обратить внимание? Взлётно-посадочная полоса по проведённому исследованию имеет ресурс, рассчитанный до 2027 года. Понятно, что это как бы ещё не завтра, но с учётом того, что этот проект масштабный и работы нужно вести поэтапно, чтобы не закрывать воздушное движение, просил бы Вашего поручения о включении этого объекта в комплексный план, для того чтобы мы могли искать источники и заранее, заблаговременно провести необходимую модернизацию.
Помимо того, что это развитие аэропорта, Вы говорили о логистических узлах. Рядом с аэропортом проходит Транссибирская железнодорожная магистраль; буквально в шаговой доступности – федеральная автомобильная дорога «Сибирь», которая соединяет Москву и Владивосток; недалеко Енисей с выходом на Севморпуть.
Поэтому у нас есть все основания на базе аэропорта сделать серьёзный транспортно-логистический терминал, для того чтобы получить новый импульс для развития Красноярского края и других регионов. Мы обсуждаем этот вопрос с Виталием Геннадьевичем [Савельевым], но для включения в среднесрочную программу нужно Ваше решение, иначе мы здесь самостоятельно, боюсь, не справимся.
Виталий Геннадьевич хотел прокомментировать.
В.Путин: Пожалуйста, Виталий Геннадьевич. Какие соображения у Вас?
В.Савельев: Спасибо.
Мы на прошлой неделе провели совещание с Михаилом Михайловичем. Мы подробно обсуждали вопросы развития в целом Красноярского края и в частности аэропорта. Что можно сказать? Указанный аэропорт находится в собственности региона. Размер полосы составляет 3700 метров на 60 метров, армобетонное покрытие, усиленное асфальтобетоном.
В 2007 году данная взлётно-посадочная полоса была реконструирована. В 2008 году выполнено дооборудование полосы до метеоминимума II категории ИКАО. В 2021 году была выполнена реконструкция магистральной рулёжной дорожки.
Пассажиропоток в прошлом году составил 3 миллиона 100 тысяч человек, что на 13 процентов больше, чем в 2021 году. Пассажиропоток увеличивается в том числе, как сказал Михаил Михайлович, за счёт логистического хаба, который создаёт группа компаний «Аэрофлот». Я хочу Вас поблагодарить за поддержку в 2018 году, когда мы с Вами определялись, где «Аэрофлоту» лучше создавать второй хаб. Оказалось, что точка правильная.
В 2017 году за счёт внебюджетных средств в аэропорту выполнено строительство нового пассажирского терминала, о чём сказал Михаил Михайлович. Мы обсудили эту реконструкцию. Здесь на самом деле есть проблема. Данная взлётно-посадочная полоса имеет сертификат соответствия до 14 апреля 2025 года.
По нашей предварительной оценке, при надлежащем обслуживании возможность её безопасной эксплуатации – примерно до 2027–2028 года (мы сделаем замер в 2024 году), но не больше, потому что это уже практически 20 лет, а это максимальный срок работы после реконструкции взлётно-посадочных полос.
Вместе с тем вопрос реконструкции полос является критичным для функционирования аэропорта в целом и для безопасности полётов. Надо учитывать, что группа «Аэрофлот» развернулась: уже авиакрыло из шести самолётов находится в Красноярске, и группа «Аэрофлот» до 2026 года увеличит авиакрыло до 18 самолётов. Это достаточно много, это будет уже крупное авиакрыло, которое будет работать и на международных направлениях, и внутри России.
В этой связи нам, конечно, потребуются дополнительные средства федерального бюджета на приведение полосы в рабочее состояние начиная с 2027 года. По нашей оценке, стоимость разработки проектно-сметной документации – это примерно 150 миллионов рублей, строительно-монтажные работы – около 7,5 миллиарда рублей. В соответствующем бюджетном цикле данная потребность на финансирование будет нами заявлена, и, если можно, [просим] поддержать этот подход, потому что в противном случае я не представляю – в Красноярске закроется аэропорт из-за того, что полоса не сможет принимать самолёты.
Что касается перрона – перрон скажется на развитии перевозок, он тоже представляет необходимость в развитии. В 2018 году первая очередь перрона была реконструирована, с учётом потребностей региона мы прорабатываем вопрос о реконструкции второй очереди с учётом потенциального увеличения пассажиропотока, что автоматически произойдёт.
Проектно-сметная документация разработана инвестором. Необходимо изыскать также финансирование на выполнение работ по второй очереди реконструкции. Общая стоимость реконструкции перрона, по нашим оценкам, – 6,4 миллиарда рублей, из которых федеральный бюджет – где-то 5,5 миллиарда рублей, по 430 миллионов рублей должны изыскать регион и инвесторы.
Федеральное финансирование реконструкции перрона в настоящее время не предусмотрено, в рамках формирования проекта закона о бюджете мы заявили в Минстрой и Минфин указанную потребность финансирования. Мы, конечно, всё понимаем и будем исходить из возможностей федерального бюджета. Но, на мой взгляд, эти два «узких» места, особенно взлётно-посадочная полоса, – [вопросы], которые, конечно, надо решить, потому что развитие аэропорта Красноярска, конечно, видится в ближайшем будущем.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо большое.
М.Котюков: Владимир Владимирович, следующий инфраструктурный объект – это метро в Красноярске.
Знаю, что по Вашему прямому поручению к строительству этого объекта мы сейчас вернулись. Хотел доложить, что фактически на сегодняшний день подготовительный этап в значительной мере пройден и строители приступили к выполнению работ.
У нас две организации, проектная и строительная, обе имеют опыт работы. Проектировщик – московский, подрядчик – это «Бамтоннельстрой-Мост», который строит большое количество тоннельных сооружений. Сегодня уже вышли на площадки, фактически ведут работы.
С Минстроем Российской Федерации постоянно на связи, проводим штабы. Марат Шакирзянович [Хуснуллин] лично контролирует проект, две недели назад он был в Красноярске, прошли буквально весь маршрут метро. Он дал необходимые указания, с тем чтобы мы уложились в сроки и в определённый бюджет.
Строим метро за счёт инфраструктурного бюджетного кредита, часть средств край добавляет самостоятельно. К 2026 году должны быть завершены работы на первом этапе. Протяжённость – 10,8 километра, шесть остановочных пунктов, свяжет три ключевых района левобережья города Красноярска. Поэтому здесь мы в графике, будем дальше выполнять этот график.
В.Путин: Марат Шакирзянович, мы с Вами неоднократно эту тему обсуждали. Я знаю, что Вы этим занимаетесь. Несколько слов, пожалуйста.
М.Хуснуллин: Владимир Владимирович, это вообще уникальная ситуация, этот проект ещё со времён Советского Союза. Если бы, конечно, В