В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Ровно год назад здесь, в Великом Новгороде, с участием ведущих вузов и компаний мы подробно обсуждали проект по реализации передовых инженерных школ, одна из которых уже работает на базе Новгородского университета, готовит кадры, в том числе для инновационного центра «Интеллектуальная электроника – Валдай». Его резиденты, высокотехнологичные компании, разворачивают в регионе свои проекты, создают новые рабочие места.
Хотел бы поблагодарить губернатора Андрея Сергеевича Никитина и его команду за такой системный, основательный подход. Для жителей, для молодёжи создаются возможности получать передовые навыки, трудиться в перспективных секторах, получать достойную зарплату, а бизнес может привлекать подготовленные, квалифицированные кадры, опираться на них, решая задачи развития компаний, отраслей, экономики страны в целом.
Смотрите также
21 сентября 2023 года
В этом, собственно, и заключается, говоря профессиональным языком, формирование современного рынка труда. Данной теме посвящено расширенное заседание Президиума Государственного Совета, в котором участвуют руководители регионов – я всех вас приветствую, уважаемые коллеги, – представители Правительства и деловых объединений.
Сразу хотелось бы подчеркнуть, что наша встреча проходит на фоне рекордно низкой безработицы. Это один из важнейших индикаторов эффективности всей нашей экономической политики, её социального измерения. Вместе с тем это и показатель того, что рост экономики может столкнуться с дефицитом трудовых ресурсов. Ну что значит «может столкнуться» – мы знаем, что он уже сталкивается, такая проблема уже существует, и мы должны этот фактор учитывать, реагировать на долгосрочную перспективу.
Сейчас важно, что снижение безработицы носит системный, структурный характер, является результатом в том числе, конечно, и наших последовательных усилий по целому ряду направлений.
Прежде всего в субъектах Федерации с исторически высокой безработицей – а это целый ряд регионов Сибири, Дальнего Востока, Северо-Кавказского федерального округа – за счёт реализации инвестиционных проектов, в целом развития территорий создаются новые рабочие места, а также развиваются форматы удалённой занятости.
Безусловно, отдельные города и населённые пункты, а порой и целые агломерации по-прежнему испытывают дефицит рабочих мест, нехватку. Кроме того, особое внимание следует уделить и регионам с низким качеством занятости, где формально у людей вроде бы работа есть, но их зарплаты и доходы серьёзно отстают от средних показателей по стране.
Я просил бы Татьяну Алексеевну Голикову каждый такой случай рассмотреть на межведомственной рабочей группе по восстановлению рынка труда и предложить соответствующие меры поддержки.
Далее. Правительство реализует специальную программу, результатом которой уже стало постепенное, но последовательное снижение молодёжной безработицы – а она, как известно, повыше, чем в целом по стране.
На этом направлении надо концентрировать дополнительные усилия, потому что, по всем прогнозам, а они позитивные, ежегодно и на протяжении более чем десятилетия, можно сказать, десяти лет, число молодых людей у нас будет расти. К 2030 году, например, в стране – по предварительным подсчётам, конечно, по предварительным данным анализа – будет 8,3 миллиона граждан в возрасте 20–24 лет. А в 2035 году – уже 9,7 миллиона, это на 2,4 миллиона больше, чем сейчас. (Обращаясь к Т.Голиковой.) Да, Татьяна Алексеевна? Всё правильно.
Это в том числе, конечно, и знаковый результат наших усилий в сфере демографии – за прошлые годы, конечно, да и сейчас мы стараемся делать здесь всё по максимуму.
Сейчас мы с вами должны их приумножить, наши усилия, создать для молодёжи все условия для успешного карьерного старта. Обязательно ещё вернусь к этой теме в разрезе профессионального образования.
В целом отмечу, что меры по развитию рынка труда должны и дальше подкреплять наши шаги в сфере демографии, это всё одно с другим, безусловно, связано.
Для этого уже реализуем программы повышения квалификации женщин, которые находятся в декретном отпуске, а со следующего, 2024 года, если женщина выйдет на работу, семья продолжит получать пособие на ребёнка до полутора лет. Мы об этом в Правительстве долго дискутировали, решение принято, надеюсь, всё это будет работать в нужном нам направлении. Сохранится и пособие по уходу за детьми-инвалидами при частичной занятости родителей или опекунов, которые осуществляют такой уход.
Отдельно скажу о таком важном вопросе, как поддержка ветеранов специальной военной операции, в том числе в повышении квалификации, в получении новой профессии, в трудоустройстве, в организации своего дела. Всё это задачи специального государственного фонда «Защитники Отечества». Я сегодня в новгородском отделении [фонда] побывал, посмотрел, как устроена его работа. Рассчитываю, что его отделения уже активно работают во всех субъектах Федерации и будут наращивать темпы этой работы, это очень важное направление.
Подчеркну: нужно делать всё возможное, чтобы наши герои – в полном смысле это герои, наши ребята, которые на передовой воюют, – чувствовали, что они востребованы, могут работать, могут обеспечивать своих близких, свои семьи, создавать эти семьи. Там молодых людей очень много. Такое же всемерное содействие должны получать и члены семей товарищей, которых мы утратили. Вновь прошу руководителей регионов держать все эти вопросы на личном контроле. Уважаемые коллеги, я это подчёркивал много раз. Я вижу ваши усилия, они дают результат, и прошу такую же планку держать.
Уважаемые коллеги, сейчас особо остановился на поддержке граждан, которые сталкиваются со сложностями в поиске работы. Конечно, хотелось бы от вас тоже услышать ваши соображения, идеи, предложения на этот счёт – как помочь людям, причём вне зависимости от возраста, скажем, и некоторых других обстоятельств, связанных с прошлой подготовкой.
Выступая на Петербургском экономическом форуме, уже говорил о нашей системной задаче, а именно: в горизонте текущего десятилетия перейти к экономике высоких заработных плат. Это важнейший ориентир для отечественных компаний и, безусловно, для всех уровней власти при выработке мер экономической и социальной политики.
Какова ситуация на данный момент с уровнем заработной платы, заработными платами вообще? По итогам июля их рост составил 10 с половиной процентов в реальном выражении.
Это хорошо, конечно, нужно поддержать такую тенденцию, сделать её устойчивой, а для этого государство должно помочь людям всех возрастов стать более профессиональными, квалифицированными, а значит, и конкурентными на рынке труда. Речь о том, чтобы создать для граждан реальные возможности пополнять свой багаж знаний, постепенно обновлять свои умения и навыки, компетенции. На эти задачи должна быть нацелена вся наша система образования и, разумеется, воспитания.
Прежде всего здесь надо и дальше системно, последовательно выполнять намеченные планы. Имею в виду программы строительства, ремонта и оснащения школ, развития дополнительного образования, а также качественного улучшения материально-технической базы колледжей, техникумов и вузов.
Сейчас с ребятами встречался, которые в колледжах работают, они скромно себя вели, хотя и чемпионы нашего нового конкурса [Чемпионата высоких технологий], значимого в этой сфере, но один из вопросов, конечно, – это условия проживания. Это понятно.
Добавлю также, что в рамках среднего и высшего профобразования следует шире использовать новые подходы, а именно: получение сразу нескольких квалификаций и даже смену специальностей и направлений подготовки в ходе учёбы.
Повторю: мы внедрили такие новации именно в интересах молодёжи, чтобы она была максимально готова к началу трудовой карьеры, чтобы у молодых людей было больше возможностей реализовать себя и в разных отраслях, и в разных регионах нашей страны.
Подчеркну: по всем направлениям развития образования и подготовки кадров усилия следует только наращивать. И чтобы результат был действительно системным, мы должны ясно понимать, какие специалисты понадобятся нашей экономике, предприятиям уже в ближайшей перспективе – сегодня, конечно, и в ближайшей перспективе. Обязательно учитывать формирующиеся тенденции технологического, индустриального развития.
Именно поэтому ежегодно будем формировать пятилетний прогноз потребностей в кадрах на уровне всей экономики. И конечно, без бизнеса, без коллег, которые работают в реальном производстве, мы эту задачу не решим, это должна быть совместная задача.
Прошу со всей ответственностью включиться в эту работу и бизнес, и субъекты Федерации, а Правительство – создать современный, удобный механизм, который позволит составлять такой прогноз в разрезе конкретных регионов, отраслей и профессий и, что крайне важно, учитывать национальные проекты, инфраструктурные программы, перспективы развития городов да и целых территорий, инвестиционные планы госкорпораций и частных компаний.
Первый такой прогноз должен быть подготовлен уже в следующем году, и именно на его основе будем теперь рассчитывать параметры подготовки кадров со средним и высшим профобразованием. Такое планирование нужно начать уже с 2025/2026 учебного года. При этом обязательно учитывать и результаты национальных рейтингов образовательных организаций, прежде всего с точки зрения трудоустройства их выпускников.
Я хотел бы, чтобы все коллеги услышали меня, особенно руководители наших вузов, колледжей, техникумов. Об эффективности вашей работы, уважаемые коллеги, в значительной степени будем судить по тому, насколько востребованы ваши выпускники отечественными предприятиями и организациями. Если при дефиците кадров в стране молодой человек не может найти работу, возникает целый ряд абсолютно закономерных вопросов: необходимы ли экономике те специалисты, те компетенции, которые вы готовите, и как сработали учебные заведения, его коллективы, насколько полно, качественно подготовлен к будущей работе выпускник?
Поэтому наставники вузов, техникумов, что называется, на кончиках пальцев, конечно, должны чувствовать изменения на рынке труда, реагировать на них своевременно, не дожидаясь каких-то сигналов сверху. Надо напрямую работать с теми, ради кого вы работаете, и, безусловно, налаживать предметное взаимодействие с работодателями с этой целью, причём прямо у себя – в конкретном городе, в регионе.
Также рассчитываем, что и отечественный бизнес будет наращивать инвестиции в развитие навыков и умений своих будущих работников, управленцев, лидеров и коллективов. Я вижу, конечно, мы с вами понимаем, такой процесс имеет место быть, он налаживается, просто нужно постоянно уделять этому должное внимание.
Что касается уже работающих людей, то должен быть создан эффективный механизм с трёхсторонними обязательствами: работодателя, работника и органов власти – в рамках ученического договора. Напомню, что его смысл в том, что сотрудник будет учиться за счёт компании, а затем выполнять более квалифицированную, а значит, и более оплачиваемую работу. Хотел бы подчеркнуть: такой механизм призван помочь людям приобретать новые навыки и даже профессии в течение всей жизни так, как этого требует стремительное технологическое развитие в мире.
Уважаемые коллеги, повышение уровня квалификации граждан является важнейшим фактором формировании экономики и повышения уровня заработной платы. Таким же значимым условием должен стать и рост производительности труда – это прописная истина и базовое условие.
Первое – это наращивание инвестиционной активности отечественного бизнеса, дальнейший рост вложений в основной капитал. Отмечу, кстати, что во втором квартале рост инвестиций продолжился и составил плюс 12,6 процента год к году. Хороший показатель.
Такую положительную динамику нужно обязательно поддержать. Для этого все инструменты, направленные на поддержку инвестиций, должны работать эффективно. Я обращаю на это внимание Правительства и наших коллег в субъектах Федерации.
Второе – это оптимизация самих производственных процессов через внедрение технологий бережливого производства. Возможности здесь очень большие.
Приведу показательный пример. Так, за пять лет у более чем четырёх тысяч предприятий – участников нацпроекта «Производительность труда» прирост добавленной стоимости в общей сложности составил 306 миллиардов рублей, причём для этого не понадобилось увеличивать численность персонала, нужно было просто более эффективно использовать кадровые, технические ресурсы – и коллегам это удалось.
Необходимо максимально расширить применение этих подходов на всю экономику и социальную сферу. Соответствующие поручения по отдельным направлениям уже сформулированы и даны. Не по всем из них, прямо скажем, ведётся предметная работа. Здесь коллегам из Правительства нужно действовать подчас более активно, ориентироваться на достижение конкретных результатов. Здесь есть над чем работать, мы всё это понимаем, но, я сказал, есть конкретные положительные примеры, на них и нужно ориентироваться.
Третье – это повышение автоматизации за счёт применения более современного и производительного оборудования, а также активное внедрение роботов в промышленность и сферу услуг, применение беспилотного транспорта как на земле, так и в воздухе, причём именно на основе российских технологий.
Кроме того, необходимо шире задействовать новые технологические решения, в том числе на базе искусственного интеллекта. Хотелось бы ещё раз повторить: они должны сыграть одну из ключевых ролей в трансформации рынка труда на ближайшее десятилетие.
Поэтому необходимо расширять изучение информационных технологий и искусственного интеллекта в рамках учебных программ, развивать новые образовательные форматы, такие, например, как «Школа 21», которая открылась буквально на днях в Великом Новгороде, – сейчас мы, только что, с этим знакомились.
Уважаемые коллеги, практические действия по всем обозначенным сейчас направлениям должны быть составной частью нашей экономической политики, и действовать здесь, безусловно, нужно в тесной связке – я уже об этом говорил – и регионам, и федеральному центру, и бизнесу.
Вчера и сегодня вместе с представителями Правительства, объединений работодателей на специальном семинаре, как мне известно, обсуждались конкретные инициативы комиссий Государственного Совета. Я просил бы подробно об этом рассказать. Давайте с этого и начнём.
Пожалуйста, Андрей Сергеевич Никитин.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!
Мы впервые рассматриваем тему развития рынка труда на заседании Президиума Госсовета, и впервые в проработке этого вопроса участвуют сразу пять комиссий Госсовета, которые напрямую заинтересованы в поиске новых и эффективных решений.
Сегодня для регионов кадровая обеспеченность предприятий, особенно приоритетных отраслей экономики, – это ключевой вопрос. Он определяет вектор и темпы развития территорий, качество жизни людей. С одной стороны, мы видим растущий спрос на труд, а с другой – нарастающий дефицит предложения на этом рынке. При этом различные государственные инструменты для открытия новых производств, поддержки бизнеса создают условия для опережающего развития экономики, реализации масштабных инвестиционных проектов и в то же время требуют соответствующей кадровой обеспеченности.
А решение вопроса кадровой обеспеченности неразрывно связано с анализом демографических тенденций в регионах. Так, например, в горизонте до 2030 года ожидается рост числа занятых в сфере здравоохранения и социальных услуг. Ключевым демографическим фактором здесь станет увеличение доли населения старше трудоспособного возраста.
В прошлом году на заседании Президиума Госсовета Вы, уважаемый Владимир Владимирович, поручили обеспечить внедрение системы долговременного ухода за пожилыми людьми. С 1 сентября это решение реализовано. Благодарим Минфин и Минтруд за поддержку в этом вопросе. И уже в этом году тысячи помощников по уходу по всей стране ежедневно бесплатно предоставляют широкий пакет социальных услуг в домашней обстановке тем, кто в них нуждается.
Только в Новгородской области социальная защита за счёт этого проекта приросла кадрами на 50 процентов. За счёт этого проекта создано 1600 рабочих мест, это фактически ещё одно крупное производство, на которое трудоустроены жители региона, в том числе неработающие родственники самих пожилых людей. Эта система позволяет обеспечить занятость населения с низким уровнем экономической активности и, безусловно, даёт очень значимый социально-экономический эффект. Мы получаем огромное количество положительных отзывов людей, особенно проживающих в глубинке.
При этом сейчас нам необходимо создавать такие условия, чтобы на предприятия приходила молодёжь. Максимально важна тесная связка – школа, колледж, университет и предприятие. Понятно, что готовить специалистов, которые затем не могут найти работу, тратить на это бюджетные деньги сегодня неприемлемо ни в коем случае.
А подготовку кадров надо начинать с профориентации в школах. Спасибо Министерству просвещения, с 1 сентября эта профориентация началась.
Безусловно, эти механизмы нужно расширять и активно использовать во всех регионах.
Также для обучения предпринимательству мы предлагаем встроить в систему образования центры «Мой бизнес», чтобы уже на стадии профессионального обучения выявлять тех, кто хочет открыть своё дело, помогать им, в том числе обучать их основам предпринимательской деятельности и применению бережливых технологий.
Более всего в кадрах нуждаются промышленность, обрабатывающее производство, строительство, транспорт, здравоохранение.
Организация открывает многочисленные вакансии и готова платить хорошую зарплату, но брать на работу зачастую некого, или переманивают друг у друга [работников] в рамках одного региона с предприятия на предприятие. При этом пока численность выпускников СПО не в полной мере закрывает эту потребность.
Поэтому нам всем в регионах необходимо пересмотреть контрольные цифры приёма на образовательные программы по стратегически важным направлениям и предусмотреть возможность их своевременной корректировки под запросы работодателей.
Одним из источников сглаживания диспропорций на рынке труда является внутренняя трудовая миграция. Здесь необходимо повышать взаимодействие колледжей и техникумов с работодателями, укреплять их сотрудничество, не ограничиваясь пределами одного региона.
Уже действуют региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предоставляются соответственные меры государственной поддержки в рамках поддержки тех, кто переезжает внутри региона. Мы считаем, что надо делать эти программы, расширять их, может быть, и на межрегиональный уровень.
При этом надо начинать этот процесс намного раньше, работать с будущими выпускниками в школах, предлагать им варианты обучения в СПО и в вузах не только у себя в регионе, но и за его пределами с дальнейшим гарантированным трудоустройством. Так, например, в результате той работы, которую мы провели в регионе, Владимир Владимирович, при Вашей поддержке, мы имеем сегодня молодёжь из 56 регионов и семи иностранных государств, которые учатся в новгородских колледжах и в университете.
Следующий этап – это строительство современного кампуса на четыре тысячи мест, тысяча из которых будет предоставлена студентам СПО. Благодарим Вас за поддержку в этом вопросе.
Считаем важным реализовывать подобные проекты в других субъектах, конечно, при соответствующей поддержке, чтобы выпускники школ могли выбрать регион для профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства.
Все регионы отмечают, и на семинаре мы про это говорили, что очень востребованы и эффективны такие инструменты, как временные и общественные работы, а также профессиональное обучение в рамках национального проекта «Демография». Уважаемый Владимир Владимирович, просим продлить эти меры до 2030 года.
Реализация нацпроекта «Демография» позволила модернизировать региональные службы занятости. При существенной поддержке из федерального бюджета реализованы механизмы проактивной работы как с теми, кто трудоустраивается, так и с работодателями. Используются бережливые технологии и цифровые ресурсы, а федеральная платформа «Работа России» содержит обширную базу резюме и вакансий, которая позволяет проводить дистанционный отбор и собеседование, обеспечивает бесконтактную проверку персональных данных, принимает заявки от граждан на обучение. Это эффективный инструмент. При этом коллеги в рамках семинара единогласно поддержали предложение о доработке этой платформы для формирования единого прогноза потребностей экономики в кадрах в региональном и профессионально-квалификационном разрезе. Сейчас регионами такой прогноз формируется раз в год, и у каждого своя методика. И, безусловно, нужно единое решение, позволяющее на государственном уровне и в разрезе субъектов обеспечить постоянный поток объективных данных о состоянии рынка труда, текущие и перспективные кадровые потребности по отраслям, о планируемых инвестиционных проектах. Эти данные должны стать реальной основой для организации профориентационной работы, формирования общих объёмов контрольных цифр приёма по программам высшего и среднего специального образования. Исходя из этого нужно планировать и принимать решения по развитию конкретных техникумов, ремонту и строительству мест проживания для студентов.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Развитие рынка труда – это, наверное, ключевой вопрос для бесперебойной работы предприятий и организаций, особенно приоритетных отраслей экономики. Другого более важного вопроса с точки зрения нашего развития, с точки зрения нашего инвестклимата, на мой взгляд, на сегодня нет. Он, в конечном счёте, определит темпы развития региона, качество жизни наших сограждан.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Пожалуйста, Антон Олегович.
А.Котяков: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович!
Такие параметры рынка труда, как уровни занятости и безработицы, профессиональная квалификация, уровень образования соискателей и работников, сегодня напрямую влияют на способность поддерживать выбранный вектор и необходимую скорость экономической трансформации.
В начале 2022 года благодаря слаженным действиям работодателей, Правительства и регионов удалось не допустить эскалации напряжённости на рынке труда. Стабилизация экономики во второй половине 2022 года и её последующий рост сопровождается увеличением потребности в кадрах. Сегодня рынок труда характеризуется высокой численностью занятых и исторически низким уровнем безработицы, о чём Вы уже сказали, Владимир Владимирович. По последним данным Росстата, этот уровень – три процента.
Безработица снижается по всем возрастным когортам, и, что особенно важно для рынка труда, она снижается и среди молодёжи.
Высокий спрос на специалистов сформировал рынок труда соискателя. Такая ситуация способствует увеличению заработных плат, приводит к росту доходов населения и снижению уровня бедности. Повышение стоимости труда увеличивает и рентабельность инвестиций в технологии, стимулирует повышение производительности труда. Кроме того, конкуренция за сотрудников создаёт благоприятные условия и для снижения сегмента теневой занятости.
В этих условиях критически важным вызовом для системы образования и занятости становится недопущение неудовлетворённого спроса на труд. Из-за демографического спада 90-х численность граждан в возрасте от 30 до 39 лет снизится к 2030 году на 7,2 миллиона человек. Это возраст, когда достигается высокая производительность труда, а работник максимально склонен к технологическим новациям. При этом численность граждан от 15 до 29 лет в этот же период прирастает почти на три миллиона человек. Это наша демографическое окно возможностей. Это окно возможностей необходимо использовать для сглаживания структурного дисбаланса на рынке труда. Но балансировка возможна только при точном соответствии квалификации молодых специалистов потребностям экономики.
Прирост идёт и по другим возрастным группам: на 3,7 миллиона человек увеличится численность граждан от 40 до 59 лет. В этой возрастной когорте тоже велика вовлечённость в экономику, но сохранение потенциала к технологической трансформации опытных работников во многом зависит от развития системы обучения на протяжении всей жизни. Структура спроса на кадры меняется вслед за трансформацией экономики. В прошлые годы происходил переток из реального сектора в сферу услуг. Достаточно привести в качестве примера, что доля занятых в промышленности, сельском хозяйстве и транспорте за последние шесть лет снизилась почти на семь процентов. Необходимость импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета спровоцировали масштабные и быстрые изменения в части востребованности на рынке отдельных профессий. Наибольший спрос на кадры сложился в обрабатывающих предприятиях, в строительстве и на транспорте.
Нуждается в специалистах система здравоохранения, где потребность в кадрах постоянно растёт по мере увеличения доли пожилого населения. В перспективе до 2030 года спрос на рабочую силу будет расти, кадровая потребность экономики составит 73,6 миллиона человек. Наибольшая потребность будет в следующих отраслях: обрабатывающее производство – плюс почти 800 тысяч рабочих мест, транспортировка и хранение – плюс 400 тысяч, здравоохранение и социальные услуги – ещё 285 тысяч, научная и исследовательская деятельность, а также IT, дадут ещё более 430 тысяч рабочих мест.
В ряде отраслей численность занятых сократится, в том числе благодаря разумной маршрутизации выпускников школ и студентов на предприятия, которые относятся к ключевым для экономики отраслям. Но это не удовлетворит в полной мере нарастающий спрос на кадры, необходимо максимальное соответствие образовательных программ и запросов работодателей, обеспечить быструю интеграцию молодых людей на рынок труда, развивать механизм дополнительного профессионального образования для взрослых соискателей и работников, а также содействовать занятости уязвимых на рынке труда групп населения.
Часть решений по этим направлениям уже принята. Речь идёт, например, о старте программы «Профессионалитет», это практико-ориентированное образование, которое готовит востребованных специалистов, замотивированных работать по профессии. Полностью была переформатирована и программа переобучения взрослых в рамках национального проекта «Демография». Достигнуты высокие результаты занятости, по итогам обучения более 80 процентов – 86 процентов – трудоустраиваются по завершении обучения.
С 2021 года реализуется программа содействия молодёжной занятости, что уже способствовало снижению молодёжной безработицы почти в полтора раза. Но есть ещё ряд системных решений, которые предлагаем принять.
Первое – это внедрение комплексного прогнозирования потребности в кадрах. Для точного реагирования на запросы экономики необходимо детализировать перспективный спрос, учитывать в планах по развитию территорий в региональных и отраслевых стратегических документах запрос за кадры. Это особенно актуально для наших новых регионов, где уже реализуются масштабные проекты по развитию территорий и экономики.
Для этого предлагаем унифицировать отраслевые стратегии и программы социально-экономического развития регионов, включив в обязательном порядке раздел по необходимой кадровой обеспеченности в разрезе профессий и квалификаций, а также дополнить отчётность работодателей параметрами перспективной потребности в профессиональных кадрах исходя из их планов инвестиционной деятельности. Формат предоставления данных и рекомендуемая методика расчёта потребности будет сформирована совместно с регионами и профессиональным сообществом.
Для того чтобы нейтрализовать риски неудовлетворённого спроса на труд, предлагаем прогноз потребностей в кадрах сделать основным ориентиром при определении контрольных цифр приёма по всем направлениям профессионального обучения.
В дополнение к этому предлагаем детализировать квоту приёма на целевое обучение по программам высшего образования и закрепить 90 процентов квоты под потребности конкретных предприятий.
Уже принятое решение об открытом конкурсном отборе на целевое обучение сделает этот механизм более прозрачным для абитуриентов, а закрепление квоты сделает его более эффективным для работодателей.
Также предлагается дать возможность нуждающимся в кадрах предприятиям заключать целевые договоры со старшекурсниками СПО, в том числе с предоставлением на время обучения дополнительных мер поддержки.
Второй блок решений касается настройки механизмов удовлетворения запросов работодателей на прикладные навыки у молодых специалистов. Ускорение трансформации профессий требует повышения гибкости национальной системы квалификации.
Сложившаяся система отражения требований профстандартов в образовательных программах не позволяет нам оперативно учитывать изменения на рынке труда, создаёт риски хронического запаздывания.
Поэтому предлагаем пересмотреть подход к формированию профессиональных стандартов, обеспечив их двухкомпонентность. Базовая часть будет определять основные компетенции, типичные в целом для профессии. Вторая, вариативная, – учитывать специализацию и отраслевые особенности, инструменты и используемые в работе технологии на основе анализа запросов работодателей. Это обеспечит оправданный консерватизм в отношении базовых фундаментальных основ профессионального образования, а образовательные компоненты, нацеленные на обучение практическим навыкам, смогут опираться на более подвижную вариативную часть профстандарта, который будет гибко реагировать на изменяющиеся требования к работникам. За счёт этой вариативности усилится интеграция профессиональных и образовательных стандартов.
Ещё один важный аспект сближения образования и экономики – это производственная практика. Формальное прохождение практики не даёт студенту представления о том, чем он будет заниматься. Необходимо повысить доступность реальной практической работы для обучающихся. Сервис «Стажировки и практики» на портале «Работа России» прошёл апробацию, и с 1 сентября первые учебные заведения уже работают с общероссийской базой практик. Предлагаем в течение 2024 года поэтапно подключать образовательные организации с учётом особенностей разных учебных треков и настройки сервиса к данному сервису, а с 1 января 2025 года предлагаем сделать оформление практики через портал «Работа России» обязательным для образовательных организаций. Тогда практика станет по-настоящему первой работой выпускника и частью его трудовой истории, а возможно, и будущим местом постоянной работы.
Именно успешное трудоустройство и самореализация нашей молодёжи – это наша главная общая цель. Поэтому по Вашему поручению, уважаемый Владимир Владимирович, совместно с коллегами из Минпросвещения и Минобрнауки мы подготовили методику рейтингования образовательных организаций, учитывающую востребованность труда их выпускников на рынке.
Первый национальный рейтинг образовательных организаций с привязкой к трудоустройству и уровню заработной платы будет представлен до конца этого года. В основе рейтинга – данные мониторинга трудоустройства, который мы уже ведём на портале «Работа России». Он основан на ретроспективном анализе данных за последние три года.
Данные этого рейтинга предлагается учитывать при распределении контрольных цифр приёма за счёт средств бюджетов всех уровней.
Третий блок – это совершенствование программ дополнительного образования взрослых. Программа обучения по национальному проекту «Демография» реализуется сегодня по единым принципам во всех 89 регионах нашей страны, включая новые регионы. Перед началом обучения заключается трёхсторонний договор с работодателем, что обеспечивает тесную увязку с потребностями заказчика и, следовательно, высокую занятость выпускника в перспективе.
Предлагаем распространить модель трёхсторонних договоров на программы дополнительного образования, которые финансируются за счёт средств бюджета, как на федеральном, так и на региональном уровне, и сделать её обязательной, и обязательной сделать регистрацию данных договоров на портале «Работа в России». Это позволит анализировать эффективность предлагаемых за счёт бюджета программ переобучения и оценивать их с точки зрения их вклада в экономику.
Кроме того, учитывая сложившийся профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда, предлагаем расширить доступ к программам переобучения, распространив этот механизм на всех соискателей, готовых трудоустраиваться по приоритетным для рынка труда направлениям. Считаем, что эти приоритетные направления будут утверждаться решением Правительства.
Одновременно предлагаем законодательно закрепить возможность заключения подобных ученических договоров и без участия государства, то есть дать в